Быть ли российской фарме матрешкой? Мнение экспертов рынка

Print 07 Декабря 2016

На пленарной дискуссии «Инвестиции в фармацевтические инновации: путь к прибыли», которую модерировал Александр Кузин, управляющий директор НоваМедики, спикеры обсудили свои представления и международный опыт в этой области. Разговор получился живой и, местами, горячий. С самого начала Александр Кузин предложил собравшимся поспорить с, казалось бы, очевидной концепцией.

Александр Кузин:

Россия – это страна брендированных дженериков. Давайте посмотрим на символы России… С чем у вас Россия ассоциируется?... Водка? Медведи? У вас неправильные ассоциации. Конечно, матрешка! А матрешка – это же копирование. Копия в копии. Так что в каком-то смысле символом нашей страны является копирование. Поэтому мы – страна дженериков, и это видно по емкости нашего рынка, большую долю которого они и занимают. Может быть, пора переходить на другую позицию? Вопрос ко всем участникам дискуссии: есть ли место для инноваций на российском фармацевтическом рынке?

Без инноваций представить будущее довольно сложно. Но мнение экспертов, собравшихся в этой панели, было далеко не единодушным: оно распределилось по шкале от «Нет, не сейчас, потому что не выгодно», озвученное Иваном Глушковым, заместителем генерального директора STADA в России, - до осторожного оптимизма Максима Горбачева, управляющего партнера «РМИ Партнерс», который хоть и сравнил ситуацию в российском R&D в фарме с российским футболом, но все же уверенно заявил, что шансов на то, что российские команды разработчиков и исследователей «выстрелят», больше в фарме и биотехе, чем в футболе, где, ради справедливости, тоже случаются яркие прорывы (например, недавние матчи «Ростов-Бавария» или «Рубин-Барселона»).

Участники дискуссии обсудили, каким разнообразным может быть развитие фармбизнеса в области R&D. И выбор модели для исследований и разработок в огромной степени зависит от стадии развития индустрии и потребностей общества. Если 10-15 лет назад международная фарма фокусировалась в первую очередь на создании новых молекул, то сегодня модификация свойств становится очень важным приоритетом. На глобальном уровне. К такому выводу пришли и в компании «НоваМедика», которая владеет правами на венчурные разработки портфельных компаний своего партнера – фонда «РоснаноМедИнвест», и наблюдает появление нового тренда, изучая рынок венчурных компаний, ведущих разработки в США и Европе. По этому пути, в ногу с мировыми тенденциями, и пошла НоваМедика. 

Александр Кузин:

«Мы построили в России, в Москве, современный Технологический центр. Он состоит из комплекса R&D-лабораторий и пилотного производства. Совсем скоро наш Техноцентр начнет свою работу по разработке новых инновационных лекарственных форм для изменения биодоступности и модификации свойств действующих веществ. Таким образом, можно добиться увеличения безопасности, эффективности, и что очень важно - удобства использования лекарственных препаратов. За этим будущее. Большая часть технологий, которые будут использоваться в Техцентре пока не имеют аналогов в России. Мы понимаем, что это вопрос времени, но пока мы первые и имеем фору в несколько лет».

Панельная дискуссия состоялась в рамках V-го Конгресса предприятий наноиндустрии, в ней приняли участие Иван Глушков, заместитель генерального директора по развитию компании STADA CIS, Ольга Крылова, старший директор по научным исследованиям компании Pfizer в Восточной Европе, Михаил Некрасов, генеральный директор, ООО "Нанолек" и другие эксперты.

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

  • НоваМедика успешно завершила клинические исследования первого препарата собственной разработки

    НоваМедика успешно завершила клинические исследования первого препарата собственной разработки

    Российская фармацевтическая компания «НоваМедика» (портфельная компания РОСНАНО) успешно завершила клинические исследования первого препарата, разработанного собственным R&D-подразделением. Новый лекарственный препарат – гель для лечения и облегчения симптоматики геморроя, основанный на уникальном механизме действия, который не используется в присутствующих сейчас на рынке продуктах. Старт продаж препарата планируется в конце 2017 года под торговым наименованием Фиссарио.

Перейти в медиа-центр