Print
22 Декабря 2015
Евгения Носкова / Российская газета
Многие созданные за последние годы предприятия наноиндустрии производят продукты и технологии, которых раньше в стране не существовало. Например, в микроэлектронике, новых материалах, космических системах. "Что особенно важно - внутри этого появляются технологии и продукты такого класса, которые не существуют в мире и по которым Россия является мировым лидером, - подчеркнул Анатолий Чубайс. - К ним можно отнести ставропольский завод "Монокристалл", который не просто является технологическим лидером, а держит больше трети мирового рынка производства сапфиров. Группа компаний "ЭЛВИС", которая создает уникальные системы интеллектуальной обработки изображения, по своим параметрам лучше, чем существующие в мире. Созданной в Новосибирске технологии производства одностенных углеродных нанотрубок в мире равных не существует". По его словам, в 12 созданных "РОСНАНО" наноцентрах работает около 400 стартапов. Не все из них выживут, но эти цифры говорят о начале воспроизводства: уже есть из чего выбирать тем, кто поддерживает эту индустрию.
Некоторые компании создают стартапы сами. Серьезный средний бизнес вокруг себя создает spin off-проекты, которые в своих же интересах и развивает, рассказал генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технологической сфере Сергей Поляков. Например, компания "МедИнж", производящая искусственные клапаны сердца, сделала стартап по новому углеродному материалу, для того чтобы эти клапаны были более долговечны. "МедИнж-Пироуглерод" поставляет материал самому "МедИнжу". И если сначала это была совсем маленькая компания, то сейчас ее оборот составляет 100 млн руб. в год, отметил Поляков. "Механизм создания стартапов не только в наноцентрах, но и вокруг уже существующих успешных предприятий я бы рекомендовал использовать, мы всячески готовы идти навстречу", - добавил он.
Основатель и председатель совета директоров компании Team Drive Леонид Меламед уверен, что вкладывать стоит в бизнес, основанный на НИОКР. По его словам, общества конкурируют за развитие человеческого потенциала - каждое хочет развивать свой и мыслит в рамках "своей квартиры, улицы, страны". Явным критерием успеха является количество высокооплачиваемых мест - а большинство из них находятся в наукоемких отраслях. "Есть смысл специализироваться на тех направлениях, где нет фундаментального отрыва. И нанотехнологии - как раз такая сфера. Еще есть возможность начать с такого же стартового уровня, как и конкурирующие с нами международные компании", - отметил он.
Как и другим отраслям, наноиндустрии становится сложнее привлекать инвестиции. Поддерживать высокотехнологичный бизнес готова Корпорация МСП: как рассказал ее генеральный директор Александр Браверман, планируется работать с тремя сегментами: импортозамещение, несырьевой экспорт и инновационная продукция. Высокотехнологичный бизнес, по словам Бравермана, в отличие от массового сегмента (рестораны, автомастерские, курсы языков и т.д.), нуждается в особом финансовом отношении и специальных кредитных продуктах. Договоренность с системообразующими банками о таких продуктах есть, рассказал он: предполагается, что корпорация будет поддерживать их своими гарантиями. Планируется развивать и гарантийную поддержку в продвижении российской высокотехнологичной продукции за рубеж.
Директор Фонда развития промышленности Алексей Комиссаров рассказал, что компании стали переносить производство в Россию из других стран, что связано с курсом рубля. "Увидели, по-моему, впервые реальный интерес к тому, чтобы найти поставщиков среди МСБ. Связано это с санкциями и другими ограничениями, многие связи пропали, новые еще не выстроены. Например, в нефтегазовой индустрии нужно срочно найти производителей таких-то погружных насосов", - сказал он. С этим связан определенный риск, считает Комиссаров: может получиться так, что продукция будет произведена, но окажется неконкурентоспособной, если санкции отменят или корпорации найдут новые способы выйти на привычных поставщиков.
По словам Комиссарова, с корпорациями обсуждается, чтобы они размещали информацию не только о конкретной продукции с характеристиками, но и о проблемах, которые им нужно решить, чтобы компании могли предлагать свои решения. Например, нужен такой-то клапан, который будет стоить примерно столько-то и который готовы закупать в таком-то объеме. Есть перспективы заказа и со стороны ретейлеров - например, им нужно специфическое освещение для складов и пленки для хлеба, которые позволят его дольше хранить.
Группа РМИ завершила участие в ряде проектов
Группа "РМИ" вышла из капитала портфельных компаний:
Marinus Pharmaceuticals, Inc.,
Syndax Pharmaceuticals, Inc.,
Atea Pharmaceuticals, Inc.
05 Декабря 2023
imware приобрела направление потребительского тестирования binx health
31 Мая 2023
20 Апреля 2023