Новая система преференций вызывает определенные опасения

Print 25 Ноября 2016
Московские аптеки

Предложенная Минпромторгом трехступенчатая система преференций для отечественных фармпроизводителей при проведении госзакупок может привести к негативным последствиям как для российской фармацевтической промышленности, так и для пациентов.

К таким выводам пришли члены Экспертного совета при Правительстве РФ, проанализировав проект соответствующего постановления правительства. Эксперты рекомендуют разработчикам документа тщательно взвесить все возможные риски и ожидаемые преимущества от расширения ограничений и доработать проект. Экспертное заключение направлено министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову.

Изменения в постановление правительства от 30 ноября 2015 г. об ограничениях и условиях допуска к госзакупкам иностранных лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), устанавливают абсолютное преимущество на госторгах для компаний, которые производят субстанции в России, причем начиная со стадии синтеза молекулы. Согласно документу, если в конкурсе участвует один или несколько российских производителей, заказчик в процессе госзакупки будет обязан отклонять заявки производителей ЖНВЛП, если все стадии производства лекарства, включая синтез молекул, не осуществляются в России.

Экспертный совет при правительстве в целом поддерживает деятельность Минпромторга, направленную на развитие отечественной фармпромышленности, однако предложенные меры считает избыточными.

Во-первых, локализация производства широкого ассортимента фармсубстанций нецелесообразна с экономической точки зрения, полагают эксперты.

"С учетом объема российского рынка себестоимость и цена закупки локальной продукции полного цикла будет выше, чем в случае приобретения субстанции у специализированной цепочки международных производителей. Очевидно, что предлагаемые меры необоснованно повышают затратную емкость лекарственного обеспечения в стране и могут привести к увеличению нагрузки на бюджет", - говорится в экспертном заключении.

После введения в конце 2015 г. принципа "третий лишний", когда иностранные компании не допускаются к участию при наличии заявок от двух российских компаний, затраты бюджета на лекарственное обеспечение уже выросли, а после воплощения в жизнь новой трехступенчатой модели рост может быть еще больше, считает член Экспертного совета при Правительстве РФ Владимир Гурдус.

Вырасти могут и конечные цены на лекарства, причем в первую очередь не из-за роста себестоимости (она зависит от стоимости субстанции лишь на 20-60%), а из-за

монополизации рынка, говорит эксперт. Расширение ограничений на закупку иностранных лекарств может привести к тому, что каждую фармацевтическую субстанцию будут предлагать лишь 1-2 поставщика. Организация необходимых производственных мощностей займет значительное время, в результате преимущество получат компании, уже имеющие вертикально интегрированное производство.

"Производители останутся на рынке в монопольном положении, и ничто не будет их ограничивать. В отсутствие давления рынка они смогут повысить цены на конечную продукцию", - предупреждает эксперт.

Что касается возможных негативных последствий для населения, то они связаны со спецификой производства современных биотехнологических препаратов. Для этого, как отмечают эксперты, требуется один центр производства активной субстанции (клеточной линии) для всех рынков. Перенос производства приведет к изменению биологических свойств препарата и может иметь негативные последствия с клинической точки зрения.

Пациенты также могут столкнуться со снижением доступности современных лекарственных препаратов, предупреждают в Экспертном совете.

"Невозможность реализации продукции через тендеры может стать сигналом для прекращения инвестиций тем инвесторам, которые сегодня готовы вкладывать значительные средства в развитие наиболее инвестиционно емких и сложных этапов производства лекарств на территории РФ, способствуя инновационному развитию здравоохранения", - отмечается в заключении.

Более того, для подтверждения страны происхождения фармсубстанций теперь потребуется государственная регистрация субстанций. Для этого необходимо внесение изменений в законодательство, что, по мнению экспертов, может создать ситуацию неопределенности на фармрынке и, как следствие, привести к снижению доступности ЖНВЛП.

Реализация предлагаемых Минпромторгом нововведений целесообразна лишь в отношении узкого круга препаратов, важных с точки зрения обеспечения национальной безопасности, но никак не в отношении всех лекарств, считает В. Гурдус. От локализации производства субстанций отказалось большинство стран, 90% производства сейчас приходится на Китай и Индию, отметил эксперт.

"Если и реализовывать эти нововведения, то необходимо отсрочить переход на трехуровневую модель на 2-3 года, чтобы дать рынку возможность подготовиться, чтобы больше компаний могли начать инвестировать в производство субстанций. Либо, в качестве альтернативного варианта, ввести ценовые преференции для отечественных производителей субстанций в отсутствие ограничений на допуск к торгам всех остальных участников рынка. Возможные меры поддержки производителей субстанций необходимо обсудить с профессиональным сообществом, чтобы исключить разрушение существующих взаимодействий на рынке", - говорит В. Гурдус. 

Источник

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр