Как следует из доклада представителей экспертного совета при правительстве, введение новых ограничений для иностранных производителей лекарств создаст на российском рынке монополию, что приведет к росту цен для потребителей. Зарубежные компании не будут переносить производство в Россию, так как уже локализовались в Китае и Индии.
Представители экспертного совета при правительстве негативно оценили предложение Минпромторга дать абсолютное преимущество на госзакупках лекарств российским компаниям. По их оценке, инициатива Минпромторга не соответствует мировым трендам политики протекционизма и может привести к росту цен на препараты на госторгах.
Напомним, в начале ноября текущего года Минпромторг представил проект новых поправок к постановлению правительства от 30 ноября 2015 года об ограничениях и условиях допуска к госзакупкам иностранных лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП). Как следует из этого документа, Минпромторг предлагает обязать государственных заказчиков покупать исключительно те препараты, которые были произведены из субстанции российского происхождения. Российской субстанцией будет считаться то сырье, у которого на территории России была осуществлена стадия синтеза молекулы. Как указано в пояснительной записке к документу, он направлен на создание «последовательной ступенчатой дифференцированной процедуры допуска заявок для участия в закупках лекарственных препаратов». Таким образом, если на торги выходит один производитель лекарств, использующий субстанцию российского происхождения, он автоматически будет признан победителем. Если же таких поставщиков несколько, торги состоятся только с их участием, если ни одного — закупка будет происходить по существующему сейчас принципу «третий лишний», когда иностранные компании не допускаются к участию при наличии заявок от двух российских компаний.
По мнению экспертного совета, новое предложение Минпромторга создает избыточные препятствия для фармкомпаний. С учетом объема российского рынка себестоимость и цена закупки локальной продукции полного цикла будет выше, считают представители совета, чем в случае приобретения субстанции у специализированной цепочки международных производителей. Очевидно, что предлагаемые меры необоснованно повышают затратную емкость лекарственного обеспечения в стране и могут привести к увеличению нагрузки на бюджет, отмечается в заключении экспертов.
«После введения в конце 2015 года принципа “третий лишний” когда иностранные компании не допускаются к участию при наличии заявок от двух российских компаний, затраты бюджета на лекарственное обеспечение уже выросли, а после воплощения в жизнь новой трехступенчатой модели рост может быть еще больше»,— говорит член экспертного совета при правительстве Владимир Гурдус.
Вырасти могут и конечные цены на лекарства, причем в первую очередь не из-за роста себестоимости (она зависит от стоимости субстанции лишь на 20–60%), а из-за монополизации рынка, говорит эксперт. Расширение ограничений на закупку иностранных лекарств может привести к тому, что каждую фармацевтическую субстанцию будут предлагать лишь 1–2 поставщика. Организация необходимых производственных мощностей займет значительное время, в результате преимущества получат компании, уже имеющие вертикально интегрированное производство.
Как указывается в отчете, реализация предлагаемых Минпромторгом нововведений целесообразна лишь в отношении узкого круга препаратов, важных с точки зрения обеспечения национальной безопасности, но никак не в отношении всех лекарств. Согласно данным экспертов совета, от локализации производства субстанций отказалось большинство стран — 90% производства сейчас приходится на Китай и Индию.
«Если и реализовывать эти нововведения, то необходимо отсрочить переход на трехуровневую модель на 2–3 года, чтобы дать рынку возможность подготовиться, чтобы больше компаний могли начать инвестировать в производство субстанций. Либо в качестве альтернативного варианта ввести ценовые преференции для отечественных производителей субстанций в отсутствие ограничений на допуск к торгам всех остальных участников рынка. Возможные меры поддержки производителей субстанций необходимо обсудить с профессиональным сообществом, чтобы исключить разрушение существующих взаимодействий на рынке»,— говорит Владимир Гурдус.