Мнение эксперта: Чем заняться в фармацевтике

Print 12 Ноября 2013
Ведомости

Владимир Гурдус о том, как стартап «Роснано» и Domain Associates выбирал, в какие лекарства инвестировать.

Наш проект создан двумя соинвесторами: «Роснано», которая создала инвестиционный фонд «Роснаномединвест» (примерно на $380 млн), и группой американских венчурных фондов Domain Associates. Идея партнерства состоит в том, что «Роснаномединвест» и Domain инвестируют в инновационные разработки, преимущественно в Америке, получают права на интеллектуальную собственность в России и странах СНГ, а затем российская фармацевтическая компания «Новамедика» по мере одобрения регулирующими организациями в России и Америке будет производить и продавать эти инновационные препараты на российском рынке.

По сути, мы реализуем стартап, и у нас была редкая возможность, не будучи обремененными существующим портфелем, прошлыми обязательствами, купленными у кого-то или полученными при приватизации заводами, с чистого листа придумать стратегию новой фармацевтической компании, у которой есть амбиции стать одним из лидеров. Согласитесь, такое обычно бывает только в высших учебных заведениях, когда студенты рассматривают бизнес-кейс.

Проект стартовал в середине 2012 г. За эти полтора года мы проанализировали примерно 100 компаний, в которые можно инвестировать, в которых можно купить долю и которые готовы делиться своими интеллектуальными правами на российский рынок. В восемь компаний мы уже сделали инвестиции — в основном их разработки находятся на поздних фазах исследований, у двух — на ранних стадиях. Среди этих препаратов есть потенциальные блокбастеры, которые могут стать прорывом не только для российского, но и для мирового рынка, если успешно пройдут клинические испытания. Сейчас изучаем еще около 40 компаний. Мы планируем, что всего у фонда будет не менее подобных 20 сделок.

Параллельно с инвестиционной активностью запускается и фармацевтическая компания — «Нова-медика». Она уже получила пайплайн — восемь инновационных разработок, которые по мере завершения будут выходить на российский рынок. Мы предполагаем, что таких разработок будет не меньше 20. Кроме того, мы проанализировали примерно 90 инновационных продуктов — европейских и американских — и получили лицензии на первые 12 препаратов, 90% из них инновационные, защищенные патентом, но в их разработку мы не инвестировали, а только получили лицензию на Россию. Первый лицензионный препарат мы рассчитываем запустить в продажу в России во II квартале 2014 г. Первый препарат, точнее, даже медицинское устройство, из тех, в разработку которых мы инвестировали, я думаю, должен появиться на российском рынке примерно через полтора года. Наконец, выбрано место для строительства завода — это индустриальный технопарк «Грабцево» в Калужской области, сейчас идет проектирование.

Итак, у нас была возможность формировать портфель с чистого листа. На первом этапе мы собственными силами проанализировали 22 терапевтические группы: мы учитывали размер российского рынка в каждой группе и потенциал роста, при этом мы не учитывали сегменты рынка, расходы в которых возмещает государство, поскольку мы хотим работать в коммерческом сегменте. Наконец, в каждой группе мы посмотрели долю инновационных препаратов, которые сейчас присутствуют на рынке. На втором этапе мы проанализировали отобранные пять терапевтических групп по 10 критериям.

Первые четыре критерия отвечают на вопрос, есть ли в этой терапевтической группе достаточный потенциал, чтобы обеспечить определенный уровень амбиций наших акционеров-инвесторов к 2022 г.: текущий размер терапевтической группы, уровень неудовлетворенной потребности, разница в уровне продаж с европейскими странами (мы оценивали те европейские страны, уровень доходов на душу населения которых близок к России) и доля продаж в розничной сети. Второй вопрос, на который мы отвечали: возможно ли преодоление входных барьеров? Третий: возможно ли прибыльно работать в этой терапевтической группе, какова концентрация клиентов, какой уровень конкуренции на рынке? На следующий — есть ли возможности для новых инновационных игроков в данной терапевтической группе — вопрос дают ответ два критерия: доля инновационных игроков сейчас и текущие потенциальные ограничения для выхода инновационных препаратов на рынок. И наконец, последний вопрос: существует ли возможность сформировать крупный портфель, включающий препараты и технологии для сопутствующих болезней?

Если за 2008-2012 гг. наибольшие темпы роста были в сегменте офтальмологии и лечения болезней опорно-двигательного аппарата — 23 и 19%, то на 2011-2022 гг. самый активный рост ожидается в сегментах болезней нервной системы и в лечении женского здоровья. При этом количество покупаемых препаратов у нас гораздо меньше, чем в Европе (я сравниваю в долларах на душу потребления, см. график на www.vedomosti.ru). По этому показателю самый высокий потенциал роста у препаратов для лечения болезней центральной нервной системы.

Следующий критерий — уровень присутствия конкурирующих инновационных продуктов. Например, в офтальмологии на российском рынке присутствует 71 инновационный препарат, в разработке, т. е. на разных этапах клинических исследований, — еще три. В женском здоровье это 158 и 17 препаратов соответственно.

Чем больше доля пяти крупнейших игроков, тем выше концентрация рынка и сложнее новичкам преодолеть входной барьер. Наибольшая концентрация рынка — в офтальмологии, а наиболее низкая — в лечении болезней центральной нервной системы.

Изучив все эти факторы, мы выбрали наиболее привлекательные для себя три терапевтические группы. Какие именно, я думаю, рынок узнает в следующем году.

Колонка основана на выступлении на конференции Pharma Russia, организованной «Ведомостями» 25 октбря 2013 г.

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр