Концепция в развитии

Print 14 Ноября 2013
Сергей Литвиненко, Римма Шевченко / Медицинский вестник

Последняя из долго разрабатывавшихся и бурно обсуждавшихся концепций развития отечественного здравоохранения так и не была принята, нормотворческая активность федерального Минздрава была переключена на создание Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Между тем эксперты, утверждающие, что без концепции реформирование отрасли не более чем латание дыр, возобновили работу над стратегическим документом. 
 

Безусловно нужна

В конце октября состоялось первое заседание рабочей группы Минздрава РФ и Экспертного совета при  Правительстве РФ по разработке концепции организации системы здравоохранения. Эксперты договорились встречаться не реже одного раза в месяц. До 15 ноября, согласно протоколу заседания, членам рабочей группы посоветовали подготовить предложения по структуре проекта стратегии долгосрочного развития здравоохранения на период до 2025 года, реализации основных параметров модели системы здравоохранения и адаптации положений проекта предыдущей концепции развития здравоохранения РФ к реальным условиям и учету их в будущей стратегии.

Но насколько актуален этот документ сегодня? Будет ли он востребован? Ведь и предыдущие концепции, даже утвержденные, не становились безусловным руководством к действию. Член рабочей группы, президент Лиги   пациентов Александр Саверский убежден, что такой документ необходим:

— Концепция организации системы здравоохранения нужна, мы об этом говорим уже много лет. Она должна решить ключевые моменты, содержать определение модели здравоохранения — бюджетная она, страховая или смешанная. И соответственно, удобно ли будет в этой модели государству, врачу, пациенту.

Аналогичного мнения придерживается и заместитель директора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Фарит Кадыров:

— Концепция безусловно нужна, потому что невозможна ситуация, когда ни руководители учреждений, ни руководители субъектов РФ не представляют, что будет завтра. Вот объявил Владимир Путин, что необходимо реформировать систему ОМС, а в каком направлении будет идти реформирование, чего ожидать? Ответов на эти вопросы ждут не только медицинские работники, но и население, и фарминдустрия. Должна быть генеральная линия для обоснования предпринимаемых в отрасли действий.

По его мнению, помимо программы госгарантий необходим документ, который бы помогал пациенту понять, на что он имеет право: что такое стандарт, где его можно увидеть, в каком случае можно претендовать на назначение лечения по стандарту, как вести себя в ситуации, когда предлагают платные услуги.

— Нужен документ, который бы работал не на организаторов здравоохранения, как программа госгарантий, а на пациента, — считает эксперт.

Актуальность разработки концепции подтверждает и исполнительный директор компании «Тим Драйв», управляющей проектами «НоваМедика» и «РоснаноМедИнвест» Владимир Гурдус, также входящий в состав рабочей группы по ее разработке:

— В отрасли сложилась практика, которая сводится к тому, что мы пытаемся то по одному, то по другому направлению как-то подремонтировать, подрихтовать то, что есть. То есть у нас есть дом, и мы в нем переклеиваем обои, перевешиваем полочки… Но не имеем ответа на вопрос: а какой именно дом мы хотим получить?

В конструктивном русле

— Первое, что должна сделать рабочая группа, — четко сформулировать, к чему мы должны идти, какую именно систему здравоохранения мы хотели бы получить в перспективе 10—15—20 лет в зависимости от горизонта планирования, — формулирует ожидания Владимир Гурдус. — А для этого нужно изучить и текущий опыт, и предыдущие наработки, и опыт других стран, а также дать ответы на целый блок ключевых вопросов: какого типа должна быть эта система — преимущественно государственная или смешанная, в которой активно участвуют и государство, и частные учреждения? Или другой вопрос: мы строим страховую систему или бюджетную? Мы строим систему, одинаковую для всех или с преференциями наиболее социально незащищенным группам? Кого мы делаем основным юридическим объектом системы — лечебные учреждения, как сейчас, или врача?

Ответы на эти вопросы, по его мнению, должны быть заложены в целевой модели, которую планирует выдать рабочая группа. Причем один из вопросов — план перехода от существующей модели к новой, определение того, что, в какой последовательности и какими способами должно меняться.

Сейчас сложно даже предположить, какой будет стратегия. На установочном заседании эксперты обозначили «проблемные зоны» сегодняшней модели здравоохранения, механизмы устранения которых должна содержать новая концепция. В их числе размытый объем государственных гарантий, отсутствие эффективной системы контроля качества оказываемой медпомощи и адекватных тарифов на медицинские услуги, структурная неэффективность системы здравоохранения, кадровые диспропорции и, наконец, низкая эффективность действующих юридических механизмов защиты прав врача и пациента.

— Важные вопросы, которые должны быть решены в данном документе, это платность и бесплатность медицины. У государственных, муниципальных учреждений не должно быть права оказания платных услуг, — добавляет Александр Саверский.

Для того, чтобы обсуждение велось в конструктивном русле, как записано в протоколе — «по единой схеме», были определены основные параметры, которые должна будет включать перспективная модель развития здравоохранения:

— основные субъекты системы здравоохранения (охраны здоровья);

— охват системы общественного покрытия: кто входит, кто исключается из системы общественного покрытия;

— принципы дифференциации доступа к общественному покрытию;

— организационные принципы функционирования системы;

— юридический порядок взаимоотношений субъектов системы;

— финансовый порядок взаимодействия субъектов системы;

— основные риски и предлагаемые меры по их снижению;

— ключевые показатели эффективности системы и механизм измерения результатов;

— укрупненный план перехода от существующей модели к новой;

— ключевые факторы успеха реализации модели.

Фарит Кадыров так формулирует условия, при которых работа не будет напрасной:

— Чтобы концепция была рабочим документом, необходимо учитывать интересы и субъектов, и муниципальных образований, и медицинских работников. Если мы что-то делаем, должны быть задействованы и административный, и финансовый ресурсы, а также соблюдены экономические интересы участников рынка, чтобы было ясно, что, за счет чего и каким образом будет обеспечено.

Шаг в шаг

Важным моментом является и последовательность действий, которая в итоге должна привести к появлению работающего документа. Владимир Гурдус подчеркивает, что решение о том, какой быть системе здравоохранения, принимает Правительство России и Госдума в рамках законодательного процесса. Задача же рабочей группы — собрать разные экспертные мнения, подготовить варианты концепции и попробовать на экспертном уровне совместно с Минздравом РФ достичь согласия по поводу той модели, которая приемлема для России.

— В ходе этой работы многие ключевые вопросы должны получить согласованные ответы. Только после этого последуют законодательные инициативы, — уточняет эксперт.

А Александр Саверский подчеркивает необходимость максимально открытого обсуждения документа:

— После обсуждения экспертами Минздрав, на мой взгляд, должен обдумать концепцию еще и в режиме публичных слушаний и, выслушав мнение сторон, принять некие решения с учетом этих мнений, то есть обосновав то решение, которое оставляет в концепции. Чтобы у тех, кто предлагал другие решения, не было ощущения, что их мнение проигнорировали. То есть механизм принятия решений должен быть прозрачным. Никто у власти не отнимает права принимать решения, но они должны быть понятны.

По информации руководителя проектов системы «Открытое правительство» Александра Дынина, очередное заседание рабочей группы должно состояться до конца ноября.

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр