ФАС России предложила ряд действий для решения проблем на рынке лекарств в СНГ

Print 22 Июля 2014
GMP News

14 и 15 июля 2014 года Министерство экономики Республики Беларусь организовало семинары по вопросам антимонопольного регулирования в сфере розничной торговли и реализации лекарственных средств для представителей государственных органов, делового сообщества и региональных органов власти.

14 июля делегация Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) во главе с начальником Управления контроля социальной сферы и торговли Тимофеем Нижегородцевым приняла участие в семинаре «Антимонопольное регулирование в сфере розничной торговли».

В ходе семинара Тимофей Нижегородцев выступил с докладом на тему: «Опыт применения законодательства о торговой деятельности в Российской Федерации. Перспективы развития регулирования в этой сфере». В докладе была отражена необходимость, способы и проблемы регулирования розничной торговли, цели и задачи действующего Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», российский опыт применения закона о торговле и рекомендации по решению наиболее проблемных вопросов регулирования.

15 июля в ходе семинара «Антимонопольное регулирование в сфере реализации лекарственных средств» заместитель начальника Управления социальной сферы и торговли Надежда Шаравскаявыступила с докладом на тему: «Оценка доступности лекарственных препаратов на основе анализа цен и ценообразования на лекарства в России и в странах СНГ, ЕС и БРИКС»

В своём выступлении Н. Шаравская проинформировала участников семинара о результатах проведенного международного сравнительного исследования цен на лекарства, где акцентировала внимание на причинах дороговизны лекарств в России и в отдельных странах СНГ, несмотря даже на осуществляемое государственное ценовое регулирование, а также перечислила предложения по мерам, направленным на повышение ценовой доступности лекарств населению и на повышение эффективности бюджетных расходов на лекарственные программы. 

Количество положительных (превышение цен) и отрицательных  (более низкие цены) отклонений розничных цен на популярные  рецептурные лекарства от средних значений в рассмотренных  странах

Количество положительных (превышение цен) и отрицательных (более низкие цены) отклонений розничных цен на популярные рецептурные лекарства от средних значений в рассмотренных странах

Для создания условий снижения цен на лекарственные препараты в России и повышения ценовой и физической доступности лекарств населению ФАС России предлагает следующие меры:

  1. Реализовать комплекс мер по развитию конкуренции на рынках лекарственных препаратов. Для этого ввести понятие взаимозаменяемых лекарств и сформировать информационную базу взаимозаменяемых лекарств; Определить единообразие инструкций воспроизведенных и оригинальных лекарственных препаратов, создать номенклатуру лекарственных форм, ввести требования регистрации стандартных дозировок; Ускорить вывод на рынок дженериков; Установить прозрачный порядок формирования перечней лекарств и замену лекарственных форм в перечне ЖНВЛП на способы введения.
  2. Заключать на период действия патентов на молекулы (на действующие вещества) долгосрочные ценовые соглашения и закупки монопольных дорогостоящих ЛП напрямую у производителей, достигая по итогам переговоров значительных скидок и гарантий. Отдельно проводить торги на услуги по хранению и доставке лекарственных препаратов в субъекты РФ.
  3. Для препаратов, обращаемых на конкурентных рынках, перейти от системы жесткого административного регулирования цен и государственных закупок к системе лекарственного возмещения, которая будет стимулировать конкуренцию и снижение цен внутри групп взаимозаменяемых препаратов, включенных в систему.
  4. До осуществления перехода к системе лекарственного возмещения реализовать меры по совершенствованию действующего порядка регулирования цен на ЖНВЛП, а также усилить контроль за его соблюдением на всех уровнях дистрибуции лекарственных препаратов.
  5. С целью уменьшения последствий необоснованно выданных патентов, приводящих к искусственному продлению монопольного положения отдельных компаний, необходимо совершенствование патентной системы.
  6. Рассмотреть вопрос об отмене передачи органам государственной власти субъектов РФ осуществления полномочий Российской Федерации по закупкам лекарственных средств, включенных в программу «7 нозологий», и о централизации закупок препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С.
  7. Создать информационную платформу для размещения информации об оптовых и розничных ценах на лекарства в разных странах с целью использования этих данных в рамках государственного регулирования цен на лекарства, формирования начальных (максимальных) цен контрактов, выявления необоснованно завышенных цен на конкретные препараты в России, а также автоматизации проведения соответствующих сравнительных исследований.
Сроки регистрации  лекарственных  средств, количество  календарных дней

Сроки регистрации лекарственных средств, количество календарных дней

Далее Тимофей Нижегородцев в рамках доклада «Исследование проблем развития конкуренции на фармрынках государств-участников СНГ» более подробно остановился на проблемах развития конкуренции на фармацевтических рынках стран Содружества, напрямую влияющих на цены лекарств, и представил предложения ФАС России по их решению. 

В частности, в докладе были отмечены следующие решения самых проблемных моментов рынка лекарств:

  • формирование справедливых прозрачных регуляторных правил, включая вопросы регистрации ЛС;
  • снижение административных барьеров входа ЛС на рынок, особенно по тем МНН, в рамках которых зарегистрировано только одно торговое наименование;
  • введение в национальных нормативных правовых актах понятия и четких критериев определения взаимозаменяемости лекарств;
  • введение требований соблюдения стандартов GMP;
  • усиление контроля и надзора на фармрынках для обеспечения безопасности и качества обращаемых препаратов;
  • совершенствование практики проведения государственных торгов на закупку ЛС;
  • гармонизация фармацевтических рынков СНГ через формирование единых подходов, методик, требований к контролю качества ЛС, к упаковке, маркировке, рекламе препаратов.

В ходе визита российская делегация достаточно подробно ознакомилась с особенностями развития конкурентного законодательства в Республике Беларусь и предложила сотрудничать по вопросам развития конкуренции на фармрынках и в сфере розничной торговли и при проведении совместных расследований.

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр