Самые значимые медицинские открытия 2014 года

Print 25 Декабря 2014
Алина Шиляева, Московский комсомолец

Ежегодно медицина силами ученых со всего мира делает значительный шаг вперед. Этот год также не стал исключением. "МК" в Питере" собрал самые значительные изобретения, которые могут существенно облегчить существование больным людям и даже спасти жизнь.

3D-череп

Голландские ученые напечатали на 3D-принтере череп. И успешно его использовали, проведя первую в мире операцию по полной трансплантации черепа. Их пациентка — молодая девушка — страдала заболеванием, вызывающим размягчение костей. До недавнего времени оно считалось неизлечимым. 3D-принтер ситуацию изменил. Операция длилась почти сутки, под замену пошли три четверти настоящего черепа девушки. Зато теперь симптомы болезни у нее прошли.

ВИЧ-вакцина

Это открытие было сделано американскими специалистами из Рокфеллеровского университета совместно с одной из фармацевтических компаний. Ученые уверяют, что новая вакцина способна уменьшить вероятность заражения ВИЧ почти на 100 процентов. В организме человека, считают они, есть фермент, с помощью которого вирус иммунодефицита человека модифицирует клетки ДНК хозяина, начиная размножаться. Если фермент блокировать, что и делает новая вакцина, ВИЧ размножиться просто не сумеет. Препарат уже успешно испытан на обезьянах.

Тест-полоски для диагностики рака

Если открытие ученых Массачусетского университета получит широкое распространение, диагностика рака станет такой же простой, как установление факта беременности. Специальные цветные полоски будут выявлять наличие или отсутствие в организме человека определенных ферментов, которые раковые клетки используют, чтобы «расчистить» себе дорогу среди тканей здорового вещества.

Имплантат слуха

Австралийские ученые смогли добиться регенерации утраченных слуховых нервов с помощью специального имплантата. Это своеобразный слуховой протез. Он преобразует звуковые колебания в электрические импульсы и подает их непосредственно на слуховые нейроны. Особенность же открытия в том, что имплантат можно использовать для генной терапии. В организм человека вводится ДНК-содержащий препарат, а работающий имплантат способствует проникновению лекарства в нейроны и восстановлению слухового нерва.

Мини-кардиостимулятор

Этот прибор разработали в Великобритании. Он примерно в 10 раз меньше аналогичных моделей, его вес всего 2 грамма. Обычно кардиостимулятор имплантируют в область грудной клетки. Затем от прибора к сердцу протягивают провода. Изобретение британцев можно вживлять прямо в сердце. Оно менее заметно, более надежно и, как утверждают ученые, снижает риск инфекции. Крохотный кардиостимулятор уже успешно вживлен одному из пациентов.

Спасение от Альцгеймера

Новый препарат для лечения болезни Альцгеймера предотвращает образование тромбов в мозге — одной из главных причин развития этого заболевания. Ученые из университета Рокфеллера открыли вещество, которое может остановить прогрессирование болезни, блокируя действие белка амилоида-бета (который образует бляшки в головном мозге при болезни Альцгеймера, а также играет роль в формировании тромбов). Эксперименты на мышах уже показали, что выявленное вещество помогает восстановить нормальную свертываемость крови и улучшает мозговое кровообращение. Поведенческие тесты подтвердили улучшение памяти у мышей.