Минздрав разрабатывает планы по спасению отечественного фармрынк

Print 28 Января 2015
Фармацевтический вестник

Минздрав разрабатывает планы по спасению отечественного фармрынка

Впервые за четыре года Минздрав планирует изменение методики установления производителями предельных отпускных цен на лекарственные препараты из списка ЖНВЛП, а также Постановления о госрегулировании цен на ЖНВЛП. Корректировки, представленные ведомством, по мнению профсо-общества, несущественны и проблем отрасли не решат. Однако эксперты предполагают, что ведомство сейчас волнуют другие вопросы, и документы могут вообще не увидеть свет. Как стало известно "ФВ", у Минздрава в разработке как минимум две антикризисные стратегии.

Напомним, официально Министерство здравоохранения РФ объявило о подготовке двух документов: ведомственного приказа "О внесении изменений в Методику установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы по тарифам от 3 ноября 2010 г. № 961н/527-а" и постановления правительства "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 865".

Из методики установления предельных отпускных цен Минздрав предложил исключить "другие" страны, а существующий перечень государств, по которым предоставляется информация о минимальном уровне отпускных цен на ЛП, дополнить Хорватией и Венгрией. В рамках одного и того же ЛП ведомство планирует учитывать наряду с аналогичными препаратами (в рамках МНН, лекарственной формы и дозировки) цены на ранее зарегистрированные ЛП, отличные только общим количеством лекарственных форм во вторичной упаковке.

Предлагаемые изменения в постановление № 865 ("О государственном регулировании цен на ЛП, включенные в перечень ЖНВЛП") предусматривают отказ от проведения государственной регистрации предельной цены, если в действующую реестровую запись внесены незначительные изменения. Какие именно, в Минздраве пока не комментируют. Кроме того, проект должен будет уточнить правила регистрации цен, "исключая возможность последующего увеличения цены производителя на ранее исключенный ЛП".

Оба документа, по мнению Минздрава, должны снизить административные барьеры при регистрации или перерегистрации предельных отпускных цен иностранными и российскими производителями. Планируемый срок вступления проектов в силу - 1 мая 2015 г.

Ждали большего Представленные технические правки к методике и постановлению "О государственном регулировании цен" профсообщество нашло недостаточными.

"Хорошо, что собираются исправить ошибку, связанную с необходимостью перерегистрировать цену в случае любых изменений в регистрационном удостоверении (РУ). Например, раньше из-за изменения торгового наименования необходимо было заново проходить регистрацию. Жаль только, что пришлось ждать этого изменения пять лет. Тем не менее и отрасль, и ФАС, и Минпромторг ждали большего: проблем в методике и в постановлении несколько", - отметил финансовый директор ЗАО "Биннофарм" Андрей Филон.

Главная проблема, по мнению г-на Филона, - разные правила ценообразования для иностранных производителей и отечественных компаний: "Очень часто цены иностранных производителей в 1,5-2 раза выше отечественных. Дистрибьюторам и аптекам выгоднее работать с дорогостоящим ассортиментом. Чем дороже, тем больше прибыль - наценка-то ограничена.

Поэтому предельные цены на одно МНН должны быть одинаковыми для всех.

Далее, от российских производителей требуют обосновывать себестоимость, накладные расходы, указывать рентабельность. Хотя в постановлении нет ограничений по рентабельности, хоть 99% ставь. Получается, производитель заполняет формы, копирует первичные документы, ФСТ изучает их, проверяет, считает, а получается - все вместе они делают лишнюю работу".

Для иностранных производителей пока остался нерешенным другой важный вопрос: как изменить цену в рублях при резких колебаниях валютных курсов?

Андрей Филон напоминает, что за последнее время цены в долларовом эквиваленте упали более чем в два раза. Вопрос также актуален и для российских производителей - из-за курса выросли цены на экспортируемое в Россию сырье.

Еще одна нерешенная техническая проблема, которую выделяет Андрей Филон, - невозможность начать регистрацию цены, не получив РУ: "После регистрации препарата без возможности продавать необходимо ждать 1,5-2 месяца, пока будет зарегистрирована цена. На мой взгляд, процессы регистрации ЛП и цены можно вести параллельно и регистрировать цену одновременно с выдачей РУ", - резюмирует он.

Директор по корпоративным связям и работе с государственными органами компании "АстраЗенека Россия и Евразия" Юрий Мочалин, в свою очередь, не оценил предложения Министерства здравоохранения дополнить список стран, на которые следует ориентироваться при регистрации импортируемых препаратов.

"Минздрав выбрал страны с очень низким уровнем цен. Например, Хорватию с референсом не на оригинальные препараты, а на класс препаратов. Это существенно снижает цены, делая их одними из самых низких в Европе. Однако это противоречит существующим принципам, на которых построена существующая система регистрации в России, и предусматривает сравнение лишь аналогичных препаратов, - отмечает он, уточняя: - Впрочем, в нынешней ситуации с курсовой разницей этот фактор вряд ли позволит снизить цены на препараты, входящие в Перечень ЖНВЛП, потому что в настоящий момент цены на импортируемые препараты в пересчете на доллар или евро и так, скорее всего, стали самыми низкими".

Генеральный директор российской фармацевтической компании "Натива"

Александр Малин обратил внимание, что разработкой документов в первую очередь занимаются Минздрав и ФСТ: "Напрашивается вопрос: почему в вопросах регистрации цены и нахождения продукта на рынке не принимает участия Минпромторг, основной функцией которого является развитие фармацевтической промышленности, которая в том числе развивается за счет экономической успешности российских компаний?" Г-н Малин полагает, что роль Минпромторга не должна ограничиваться только согласующей функцией.

"У Минздрава, если изучить его полномочия, нет такой задачи. Да, Минздрав проводит самостоятельно госзакупки, экономя средства из бюджета.

Но, когда мы выступаем с инициативой о новом продукте, который поможет существенно сэкономить бюджетные средства, и просим ускорить процедуру государственной регистрации, реакции, к сожалению, нет. Даже после вступления поправок в 61-ФЗ коррекция методики произойдет, но, на мой взгляд, существенных изменений не будет", - резюмирует он.

Заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежда Шаравская рассказала "ФВ", что ФАС участвовала в обсуждении предложений в Министерстве экономического развития и изначально предлагала гораздо больший список поправок в методику. Итоговый вариант уведомлений их категорически не устраивает (полная версия предложений ФАС доступна на сайте www.pharmvestnik.ru).

Дошли до индексации Сам Минздрав давать комментарии относительно опубликованных уведомлений пока не готов. Эксперты связывают это с разработкой ведомством нескольких антикризисных планов, направленных на ценовое регулирование лекарственного рынка.

Как стало известно "ФВ", сначала министерство лоббировало досрочное вступление в силу поправок в 61-ФЗ в части ценообразования. В качестве предварительных дат собеседники "ФВ" называли 1 марта 2015 г. Тем не менее, еще раз взвесив все "за" и "против", в Минздраве и ФСТ пришли к выводу не предпринимать столь радикальных мер: нормы по государственному регулированию цен в поправках очень размыты и отсылают читателя к огромному количеству еще не существующих решений правительства.

В связи с этим Минздрав предложил другой вариант спасения пациентов и отечественной Фармы. Ведомство собирается наделить Правительство РФ правом проводить индексацию цен на некоторые ЛП. Порядок проведения индексации правительство установит самостоятельно.

Такой шаг, по мнению ведомства и экспертов, должен предотвратить вымывание с рынка ЛП нижнего ценового сегмента. Конечно, их стоимость вырастет, но эта мера позволит сдержать дальнейший темп роста цен.

Минздрав уже подготовил соответствующий законопроект. На момент сдачи номера в печать его судьба была еще не решена. 

.

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

  • НоваМедика начала строительство фармацевтического завода в Калужской области

    НоваМедика начала строительство фармацевтического завода в Калужской области

    Российская фармацевтическая компания «НоваМедика», портфельная компания Роснано, объявляет о старте строительства завода по производству стерильных инъекционных препаратов в рамках своей долгосрочной стратегии по локализации в России инновационных лекарственных препаратов и технологий их разработки и производства. Завод будет построен на территории индустриального парка «Ворсино» в Калужской области.

Перейти в медиа-центр