Прямая и явная угроза

Print 16 Февраля 2015
Герман Иноземцев, Фармацевтический вестник

Создание единого рынка лекарственного обеспечения несет не только возможности для российского фармпрома

Мы привыкли рассматривать единое экономическое пространство со странами обновленного евразийского блока исключительно в ракурсе возникающих возможностей. Производители, обосновавшиеся в РФ, рассчитывают на увеличение рынка сбыта за счет присоединения относительно емких групп потребителей других стран Союза. Главный редактор "ФВ" побывал на одной из конференций, где были представлены фармацевтические маркетинговые силы многих примкнувших к блоку стран, и пришел к заключению, что не все так безоблачно.

Как для российских, так и для локализовавших производство международных фармпроизводителей создание ЕАЭС связано с приятными ожиданиями незначительного, но все же расширения рынка сбыта. Многие дженериковые компании при запуске производственных линий рассчитывают на емкость не только российского, но и казахстанского рынка. Но и производители, действующие в Казахстане, с аппетитом поглядывают на весьма привлекательный как в плане количества, так и в плане "платежеспособного качества" российский рынок.

Неприятный сюрприз в виде нежданного "ящика Пандоры" может ожидать тех российских производителей, которые не совсем подготовятся к единому рынку.

Ведь дверь объединенного экономического и юридического пространства будет работать в обе стороны. И помимо труднодостижимых возможностей расширения сбыта возникнет трудноконтролируемая угроза роста конкуренции как раз в том поле, в котором локальные игроки сейчас наслаждаются некоторым карт-бланшем. Что произойдет на этом поле? Ожидаемо вырастет количество игроков, расцениваемых как "отечественные", и во многих МНН олигополия двух-трех фирм будет подорвана входом производителей со вновь присоединившихся рынков. Для системы лекарственного обеспечения это хорошо, а для российских дженерических компаний - не очень.

Стоит учитывать, что в отсутствие инвестиционного внимания со стороны российских производителей во многих странах Союза произошел "захват" местных компаний коммерческими структурами, имеющими свои корни в Китае и Турции. И теперь эти "отечественные" производители имеют долговременную поддержку со стороны своих материнских компаний, обусловленную большим запасом прочности по себестоимости производства и доступу к дешевой рабочей силе и сырью.

Выход на рынки стран ЕАЭС вряд ли будет для российских компаний "легкой прогулкой". Многие из них уже отвыкли от специфики 90-х гг. в виде ограниченности движения валютного капитала и зависимости от взаимоотношений с органами власти. Опыт выхода больших российских дистрибьюторов в эти страны также показывает, что результат может быть разным. Не всегда успешные в России дистрибьюторы демонстрируют успех своей модели в странах ЕАЭС, и наоборот - некоторые дистрибьюторы, которые не доминируют в России, могут быть успешными в странах Евразийского Союза.

В 2015-2016 гг. нас ждут захватывающие события, когда российские и казахстанские компании, зачастую имеющие значительный иностранный контроль, продемонстрируют свою гибкость и сноровку в адаптации работы по всей длине двух вертикалей: цепочки принятия решения о покупке и товаропроводящей цепочки. Мы увидим, кто более серьезно подойдет к вопросу и аллоцирует существенные финансовые и интеллектуальные ресурсы.

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр