Print
17 Апреля 2015
Оксана Колосова, управляющий партнер Клуба практикующих врачей iVrach.com / Фармацевтический вестник
Различные аналитические исследования последних лет год за годом фиксируют существенный прирост трафика рунета по категории «Медицина и здоровье». По данным Рамблер Топ 100 почти половина пользователей медицинского сектора в рунете регулярно просматривают медицинские сайты в целях ознакомления или обращаются к ним, когда болеют. Почти 40% пользователей сообщили, что всегда проверяют рекомендации врачей в интернете, а 33% опрошенных обращаются к интернету «если рекомендации врача вызывают сомнения».
Восходящий тренд фиксируется аналитиками и в сегменте продажи медикаментов онлайн. Аптечный интернет ритейл в последние пару лет ежегодно увеличивается более чем на 30%, а его доля в общем объеме аптечных продаж в настоящее время составляет около 0,9%. Для сравнения, рост обычного аптечного сектора за такой же период составляет 12-15%.
При этом, парадоксальным образом, в нынешнем российском законодательстве не существует такого понятия, как «интернет-аптека». Но, несмотря на это, в каталоге поисковой системы Яндекс в разделе «Интернет-аптеки» числится примерно 260 сайтов. Из них на долю онлайн аптек приходится около 25%, а остальные интернет - магазины данной категории торгуют контактными линзами или медицинской техникой.
Самым распространенным способом организации продаж лекарств через интернет является оформление он-лайн заказов в уже существующей торговой точке - в обычной аптеке. В этом случае интернет аптека выступает как дополнительная витрина. Доставку лекарств осуществляет курьер, который выступает в качестве посредника между аптекой и пациентом, что позволяет избежать нарушений законодательства.
Другим вариантом организации продажи лекарств через интернет являются порталы поиска и бронирования медикаментов с выдачей заказа офлайн, в пункте самовывоза. Помимо этого на рынке присутствуют и классические варианты интернет аптек, не имеющие собственных точек офлайн продажи и работающие сейчас, скорее всего, нелегально.
Если данное направление все же узаконят, то онлайн продажи медикаментов станут весьма перспективным направлением дальнейшего развития аптечного бизнеса. К примеру, одним из основных потребительских сегментов для аптек являются пациенты с хроническими заболеваниями, которые регулярно покупают одни и те же лекарственные препараты, и перенос их обслуживания в интернет сможет, по некоторым данным, претендовать на 60% от маржи, остающейся сейчас в аптечной рознице.
Но пока в Росздравнадзоре полагают, что продажи медикаментов в сети сложно контролировать, а лекарства, продающиеся через интернет, чаще оказываются поддельными. Также чиновники опасаются проблем, возникающих при хранении и транспортировке термолабильных и светочувствительных препаратов.
В связи с этими ограничениями, интернет на фармрынке используется сегодня игроками не столько для электронной коммерции, сколько для распространения информации и продвижения своей продукции и услуг.
Информация всегда являлась одним из ключевых факторов, определяющих развитие медицинской и фармацевтической отраслей. Однако, бурное развитие интернета, происходящее в последнее десятилетие, существенно изменило парадигму медицинской информационной среды. Ее отличительным чертами стали многоканальность, а также появление быстрорастущего сегмента информированных пациентов.
Пациенту, который хочет узнать о тех или иных симптомах, заболеваниях или препаратах, интернет предлагает сегодня множество ресурсов медицинской тематики, включающих как контентные сайты, так и социальные медиа. Последние представляет собой сложную информационную смесь из фактов и мнений, возникающую в процессе общения посетителей соцсети и выработке ими общего мнения сообщества по тому или иному вопросу.
Стихийность возникновения этой информации и вытекающая из этого невозможность полностью контролировать процессы ее формирования и распространения, заставляет всех участников медфармрынка вносить коррективы в свою маркетинговую политику и разрабатывать новые стратегии продвижения своих товаров и услуг.
Залогом успеха этих стратегий является понимание того, что отзывы и мнения о том или ином препарате по-прежнему остаются важнейшим элементом, стимулирующим его сбыт, однако скорость их распространения, благодаря социальным медиа, возросла многократно.
Движение на большой скорости, как известно, имеет свои достоинства и недостатки. Подобно вирусу в интернете может распространяться не только позитивная, но и негативная информация. И для того, чтобы управлять информационными потоками и иметь возможность, при необходимости, вовремя переломить негативную тенденцию, необходимо иметь заранее заготовленную инфраструктуру из различных влиятельных в ресурсов медицинской направленности. Среди них особую ценность приобретают площадки, позволяющие, не только публиковать информационные сообщения, но и получать обратную связь от пользователей и, в идеале, вступать с ними неформальный диалог.
Как и в любом другом деле, понимание того, как правильно использовать этот новый инструментарий приходит с опытом. Для того, чтобы выйти на максимальную отдачу, нужно как можно раньше начать движение по кривой обучения (learning curve), и в процессе этого движения методом проб и ошибок определить наиболее эффективные способы привлечения и вовлечения целевой аудитории для своего бренда.
Группа РМИ завершила участие в ряде проектов
Группа "РМИ" вышла из капитала портфельных компаний:
Marinus Pharmaceuticals, Inc.,
Syndax Pharmaceuticals, Inc.,
Atea Pharmaceuticals, Inc.
05 Декабря 2023
imware приобрела направление потребительского тестирования binx health
31 Мая 2023
20 Апреля 2023