Мир госпитальных закупок: структура, тренды, прогноз

Print 21 Апреля 2015
Аргументы и факты

Российский рынок фармпрепаратов растет во всех сегментах. Чем отличаются госпитальные закупки от розницы, какие препараты наиболее востребованы лечебными учреждениями и каковы прогнозы для этого сегмента в связи с сокращением количества больниц.

Рассказывает директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева.

Рост росту рознь

Сегмент госпитальных закупок растет и в натуральном выражении. В прошлом году больницами было закуплено 997,7 млн упаковок, что на 4,2% выше, чем в 2013 г. А в рублях рост оказался еще выше – 14,8% по сравнению с 2013 г. и составил 209,8 млрд руб. Однако в прошлом году госпитальные закупки росли в последнем квартале из-за опасений лечебных учреждений остаться без лекарств (из-за неопределенности после введения новых правил контрактной системы закупок). В этом году на больничные закупки повлиял курс валют. Закупки ЛПУ относительно 2013 г. выросли на 26% в денежном выражении и на 13% в натуральном. Можно констатировать, что больницы сделали запас лекарственных препаратов на I квартал 2015 г. (рис. 1).

Инфографика: АиФ

Импортное или отечественное?

Как и в предыдущем году, в госпитальном сегменте на импортную продукцию приходится наибольшая доля – если судить по стоимости. Но в упаковках лидируют отечественные препараты (их закупается в 2 раза больше, чем импортных).

В прошедшем году доля отечественных препаратов выросла как в денежном, так и в натуральном выражении. Объем закупок импортных лекарств вырос в рублях на 12%, отечественных препаратов – на 23%. В натуральном выражении объем закупок импортных препаратов сократился на 1%, тогда как отечественных – вырос на 6%. Это вполне объяснимо: стоимость одной упаковки импортного лекарства почти в 8 раз выше, чем отечественного: в 2014 г. одна импортная упаковка в среднем обошлась бы в 575 руб., отечественная – в 72 руб.

Родное – дешевле

В прошлом году был отмечен рост во всех ценовых сегментах. Менее значим он был в сегменте от 150 до 500 руб., что привело к снижению доли данного сегмента в структуре закупок. При этом сегмент препаратов с ценой выше 500 руб. остается самым емким. В 2014 г. он занял около 72% объема больничных закупок, по стоимости составляя всего 6% в натуральном выражении. Средняя стоимость одной упаковки в сегменте «более 500 руб.» составляет порядка 2538 руб. Если в сегментах со стоимостью упаковки до 500 руб. разница между средневзвешенной ценой у импортных и отечественных препаратов не столь ощутима, то в самом емком сегменте «более 500 руб.» импортные лекарства стоят почти в 2 раза дороже, чем отечественные. А в натуральном объеме самым емким остается сегмент препаратов с ценой до 50 руб. – его доля составляет 69,5%. Это объясняется тем, что больницы в больших количествах закупают отечественные препараты для инфузий. На них приходится около 30% всего объема больничных закупок в натуральном выражении (рис. 2).

Источник: АиФ

Что касается лекарственных групп, то лидером остается группа «Противомикробные препараты для системного использования». До прошлого года рост происходил за счет увеличения закупок противовирусных препаратов, а в 2014 г. на первое место вышли противотуберкулезные препараты (+49% в руб.).

Тенденция сохраняется

Российский фармрынок отличается тем, что его состояние напрямую зависит от активности регулятора. Лечебные учреждения в прошлом году начали жить по-новому: вступил в действие № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он принимался во многом для того, чтобы ввести централизованные закупки препаратов. Такая централизация позволяет существенно сэкономить в цене – до 30% стоимости. К концу года 44 из 85 субъектов РФ перешли на централизованные закупки. В дальнейшем планируется внедрение долгосрочных контрактов – на 3, на 7 лет – с фиксированной ценой на сегодняшний день. Насколько эта идея будет воспринята рынком, в первую очередь производителями и поставщиками, покажет время.

Момент, который обсуждают эксперты, – сокращение количества койко-мест в связи с закрытием лечебно-профилактических учреждений. Но это никак не отразится на емкости рынка. Что же касается среднесрочных прогнозов, то рост рынка в денежном выражении в текущем году составит 10–15% (на уровне инфляции).

Перспективы

Третий – лишний

Правительство готовит постановление, которое ограничит участие в госзакупках лекарств иностранных компаний, если заявленный препарат выпускают два и более производителя из стран Таможенного союза. В профессиональной среде его уже назвали постановлением «о третьем лишнем». Однако в документе речь идет не о препаратах, а о заявках. Может получиться так, что на торги выйдут два разных дистрибьютора с одним и тем же препаратом, в результате получится, что не нужен и второй производитель.
Также остается открытым вопрос об определении отечественного производителя, которое до сих пор не принято. Пока таковыми считаются те, кто производит препараты даже на стадии упаковки, но предполагается, что с 2015 года это понятие будет относиться только к полному циклу производства. Но даже те, кто уже построил в России упаковочные производства, освоить полный цикл явно не успеют. А значит, вложив немалые средства в локализацию, не смогут быстро окупить их. Предполагается, что до 1 января 2016 г. Мин­экономразвития совместно с Минпромторгом России определят дифференцированную шкалу преференций для локализованных лекарств в зависимости от полноты стадии технологического процесса производства.

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр