Вопреки ожиданиям

Print 16 Июля 2015
Елена Олейник / Фармацевтический вестник

Обзор рынка тендерных закупок ЛС по итогам IV квартала 2014 г.-II квартала 2015 г.

Государственные закупки в РФ с 2014 г. осуществляются в условиях Федеральной контрактной системы (ФКС), утвержденной ФЗ-44. Вопреки ожиданиям сообщества, закупки пока не стали ни более прозрачными, ни более конкурентными.

В IV квартале 2014 г.-II квартале 2015 г. при госзакупках ЛС контракты с единственным поставщиком (по ФЗ-44) выросли практически с нуля до 8%. За этот же период доля закупок, осуществляемых в форме открытых аукционов в электронной форме, снизилась с 91 до 85% (рис. 1). Таким образом, доля конкурентных прозрачных закупок сразу уменьшилась как минимум на 6%.

Отметим, что контракты с единственным поставщиком являются наиболее дорогостоящими - сумма такого аукциона составляет в среднем 3,6 млн. руб., в то время как для открытого аукциона в электронной форме этот показатель приближается к отметке в 600 тыс. руб.

Всего за период IV квартал 2014 г.-II квартал 2015 г. закуплено ЛС на сумму порядка 275 млрд. руб., что на 21% превышает показатели предыдущего аналогичного периода (рис. 2). Тендеры на поставку медикаментов для ЛПУ составили 119,03 млрд. руб. (прирост закупок - 16%), для льготных категорий граждан в рамках программы ОНЛС - 98,12 млрд. руб. (15%).

Максимальное увеличение (+51%) отмечено для тендеров на поставку препаратов, применяемых больными с высокозатратными нозологиями: с 38,38 до 57,79 млрд. руб.

Среди федеральных округов по объему госпитальных закупок ЛС по-прежнему лидируют Центральный, Приволжский и Сибирский ФО (рис. 3). Как известно, именно в данных округах сконцентрирована наибольшая численность населения РФ (61%), а также сосредоточено 65% всего коечного фонда страны (табл.). Отметим, что у Приволжского ФО наиболее высокий (+29%) показатель прироста закупок. В число его регионов-лидеров входят Нижегородская область, а также республики Татарстан и Башкортостан (рис. 4). Ведущим учреждением здравоохранения по объему закупок в федеральном округе в отчетном периоде стал Волгоградский областной клинический онкологический диспансер № 1, который входит в число 20 российских ЛПУ, лидирующих в тендерах на закупку медикаментов.

Динамичные показатели госпитальных закупок ЛС и в Южном федеральном округе: за год прирост составил +28%. Как известно, именно в Краснодаре расположена ККБ № 1 им. С. В. Очаповского - одно из ведущих в России учреждений здравоохранения по количеству и сложности выполняемых операций, в т.ч. трансплантаций.

Прирост закупок в ЛПУ городов федерального подчинения - Москве и Санкт- Петербурге - составил по 19%. В ТОР20 ЛПУ по объемам тендеров представлены сразу девять столичных и пять петербургских учреждений, на долю которых приходится 65% всех закупок ЛС в госпитальном сегменте.

Возглавляют рейтинг МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С. Н. Федорова, ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева и РДКБ Минздрава России. Девять из 20 ведущих ЛПУ рейтинга - онкологического профиля. Согласно данным доклада о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения, опубликованного Минздравом менее месяца назад, показатель первичной заболеваемости злокачественными новообразованиями в России в 2014 г. повысился по сравнению с предыдущим периодом на 3,7% и составил 387,3* на 100 тыс. населения. Наиболее часто встречающимися в России в 2014 г. продолжают оставаться злокачественные новообразования кожи (14,2% от числа новых случаев рака), молочной железы (11,6%), трахеи, бронхов, легкого (10,2%) и желудка (6,7%).

ЛПУ онкологического профиля являются одними из наиболее дорогостоящих в российской системе здравоохранения: средняя стоимость койко-места здесь составляет 395,7 тыс. руб. (в целом по российскому госпитальному сегменту показатель равен 72,3 тыс. руб.). В 1-м полугодии 2015 г. закупки ЛС онкоучреждениями выросли на 38%. Данный показатель выше только у учебных клиник, тендеры которых увеличились на 42% в рублевом выражении.

Если оценивать закупки ЛПУ по величине коечного фонда, то наибольший прирост отмечен у учреждений, располагающих более чем 1100 койко-местами (+29%). Сократились закупки у стационаров с численностью коек 600-1000 единиц.

К моменту сдачи номера в печать Совет Федерации одобрил изменения в ФЗ-44 в части запрета на участие офшорных компаний в закупках. Поправки не привнесли в закон кардинальных изменений. Как уже ранее писал "ФВ", закон распространяется на компании, зарегистрированные непосредственно в офшоре.

Несколько ключевых игроков фармрынка, зарегистрированных в РФ в соответствии с действующим законодательством, но фактически находящихся в собственности офшора, будут по-прежнему участвовать в тендерах на поставку ЛС для государственного сегмента.

*Без учета Крымского ФО

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр