Ученые МФТИ создали графеновый биосенсор, который ускорит поиски лекарств от ВИЧ и рака

Print 21 Сентября 2015
Фармацевтический вестник

Ученые из лаборатории нанооптики и плазмоники МФТИ создали на основе оксида графена сверхчувствительный биосенсор, который открывает новые возможности в медицине и фармацевтике — он поможет в создании новых лекарств и вакцин от опасных инфекционных заболеваний, таких как ВИЧ, гепатиты, герпес, а также рака и многих других болезней. Результаты исследования опубликованы в журнале ACS Applied Materials & Interfaces, сообщает пресс-служба вуза.

Безмаркерные биосенсоры сравнительно недавно появились в лабораториях биохимиков и фармацевтов, значительно облегчив и упростив их работу. Эти сенсоры позволяют обнаруживать исчезающе малые концентрации веществ и исследовать их химические свойства. В отличие от других биохимических методов, для работы биосенсоров не нужно «цеплять» к молекулам образцов флюоресцентные или радиоактивные метки-маркеры, без которых искомое вещество оставалось «невидимым».

Группа из лаборатории нанооптики и плазмоники, входящей в состав центра наноразмерной оптоэлектроники МФТИ, разрабатывает биосенсоры, основанные на использовании поверхностных плазмонов — электромагнитных волн, возникающих на границе проводника и диэлектрика в результате резонансного взаимодействия между фотонами и электронами. Параметры этого резонанса зависят от свойств поверхности настолько сильно, что даже ничтожные количества «постороннего» вещества заметно на них влияют. Биосенсоры в состоянии обнаружить присутствие триллионных долей грамма детектируемого вещества на площадке в квадратный миллиметр.

Такие «способности» позволяют в корне упростить многие исследовательские процедуры в медицине и биологии, но самое интересное свойство биосенсоров в том, что они позволяют ученым наблюдать за взаимодействием молекул в «реальном времени».

«С их помощью мы можем проследить, как идет та или иная химическая реакция, можем оценить ее скорость, а значит, можем точно определить, как действует то или иное вещество на клетку, на болезнетворную бактерию. Это значит, что в недалеком будущем предклинические испытания лекарств могут проводиться принципиально новым способом — чтобы точно предсказать действие препарата, достаточно будет проследить взаимодействие лекарственных препаратов с живой тканью прямо на биосенсоре. Это революция в создании новых лекарств: биосенсоры значительно повысят эффективность предклинических исследований и, возможно, в ближайшем будущем помогут победить пока еще неизлечимые заболевания», — сообщил один из авторов исследования Юрий Стебунов.