Важные и дорогие

Print 23 Мая 2013
Мария Дранишникова, Ведомости

Продажи жизненно необходимых и важнейших лекарств (ЖНВЛП, см. врез) в I квартале 2013 г. выросли на 16% до 37,85 млрд руб., препаратов не из списка - на 17% до 106,85 млрд руб. (учитываются продажи лекарств в аптеках), рассказал руководитель "IMS Health Россия и СНГ" Николай Демидов на Российском фармацевтическом форуме, организованном Институтом Адама Смита. Но если продажи препаратов, не входящих в перечень, росли в первую очередь за счет увеличения цены, то продажи жизненно важных лекарств - за счет увеличения продаж более дорогих препаратов, следует из презентации IMS Health.
 
До сих пор разрыв в росте продаж лекарств из списка и не входящих в него препаратов был больше, говорит Демидов. По данным DSM Group, в 2012 г. объем продаж жизненно важных лекарств вырос на 13%, препаратов не из списка - на 15%, в 2011 г. - на 11 и 15% соответственно. Цены на лекарства из списка регулируются государством и аптекам приходится компенсировать потери более существенным увеличением цен на остальные препараты, объясняла DSM Group.
 
Но в I квартале 2013 г. впервые с 2009 г. была зафиксирована эпидемия гриппа, что привело к росту спроса на лекарства из перечня (в нем, например, есть большинство популярных иммуномодуляторов), рассказывает Демидов. Зачастую потребители покупают лекарства от гриппа без назначения врача, по рекомендации фармацевта в аптеке - он заинтересован продать более дорогие препараты, продолжает Демидов. В среднем розничная наценка на жизненно важные лекарства низкого ценового сегмента - 20-25%, высокого - около 10%, но в абсолютном выражении наценка на дорогие лекарства выше, говорит сотрудник одной из аптечных сетей.
 
Дистрибуторы и аптеки стремятся заказывать более дорогие препараты, говорит заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. Для дистрибуторов в абсолютном выражении затраты по отгрузке дорогих препаратов сопоставимы с затратами на отгрузку более дешевых, а в относительном - ниже, говорил ранее гендиректор фармдистрибутора "Протек" Игорь Филатов. Спрос смещается в сторону более дорогих лекарств, но это касается как регулируемого, так и нерегулируемого сегментов, отмечает гендиректор аптечной сети "Ригла" Александр Филиппов.
 
Группа А5 закупает лекарства на тендерах, и один из критериев выбора победителя - готовность производителя оказывать маркетинговую поддержку препарату, рассказывает гендиректор компании Андрей Гусев. Производители самых дешевых лекарств одного и того же международного непатентованного наименования (МНН), как правило, к этому не готовы. В прошлом году, по словам Гусева, маркетинговые доходы группы составили около 5% от общего объема продаж (в 2012 г. это 16,8 млрд руб. без учета продаж в сегменте дополнительного лекарственного обеспечения). У "Риглы" на долю маркетинговых услуг приходится около 3,5% от оборота, говорит Филиппов.
 
Во II квартале темпы роста коммерческого рынка снизятся до 10-12%, а темпы роста продаж препаратов из списка вернутся к прежним показателям из-за окончания эпидемии гриппа, считает Демидов.
 
Что такое ЖНВЛП В списке ЖНВЛП более 500 международных непатентованных наименований (МНН, действующее вещество). Цены на лекарства из перечня с 1 апреля 2010 г. регулирует государство: Минздрав регистрирует предельные отпускные цены производителя, регионы устанавливают оптовые и розничные надбавки.

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр