Универсальные подходы к исследовательским задачам больше не работают

Print 25 Декабря 2015
Фармацевтический вестник

Прозвучало традиционное декабрьское послание президента Федеральному собранию, в городах украшены улицы и поставлены елки, а значит, самое время подводить итоги уходящего года.

В отрасли научно-исследовательской деятельности отмечается общемировой тренд – максимальный фокус на продуктивность проектов. Время больших бюджетов с неочевидной результативностью прошло. И это неудивительно. Аналитики рынка считают, что пристальное внимание к скорости разработки и исследований, стоимости и другим сопутствующим процессу исследовательской деятельности факторам способно увеличить показатель внутренней нормы доходности до 13-15%, а в случае выбора опытного стратегического партнера – и до 20%.  Прошедший год поставил игроков фармацевтического рынка в жесткие условия: кризисное положение экономики, законодательные изменения, неопределенность относительно новых регуляторных требований. При всем этом, курс на стратегию Фарма 2020 никто не отменял: создание особых экономических зон, программы по развитию фармацевтической отрасли, лояльное к местным игрокам рынка законодательство об участии в госзакупках и т.д. В целом, именно это заставляет большинство участников отрасли верить в перспективность российского фармрынка и воспринимать слова об импортозамещении серьезно. Увеличение числа запросов и исследований от российских компаний стало очень заметным в последние годы, сегодня мы сотрудничаем с более чем 70 партнерами. В этих условиях только сочетание долгосрочной стратегии развития и оперативного реагирования на изменения способно вести компании по пути прибыльного роста. Вопрос использования текущих возможностей рынка встал так остро, как никогда. Бум стартапов для фармы докатился и до России, все больше проектов пытаются использовать ИТ на благо медицины, будь то так называемые health services или ПО для специалистов рынка.

Большая часть отрасли называет именно вывод на российский рынок новых лекарственных средств главным направлением бизнеса на ближайшие годы. Инвестиции в  R&D как фактор успеха выходят на первый план, а выбор стратегического партнера, без опыта и экспертизы которого порой очень сложно эффективно достичь результатов, становится все критичнее. При общей негативной оценке аналитиков рынка, отмечающих снижение продуктивности R&D-проектов, ОСТ не получила ни одного отказа по клиническим исследованиям от регуляторных органов за все время работы компании. Мы также активно взаимодействуем со всеми институтами развития фармотрасли: «Роснано», «Сколково», ОАО «РВК», ООО «СЗЦТТ», ФЦП «Фарма 2020».

Понимание того, что в текущих условиях стратегия универсальных подходов к любым исследовательским задачам не работает, способно вновь вернуть глобальный позитивный тренд в R&D-активность компаний. В этом контексте особую роль приобретает работа отрасли на рост прозрачности клинических данных. Этому способствуют и современные инструменты для обработки данных, и новые программные решения для обеспечения фармаконадзора.

Именно фокус на поиск более продуктивных решений толкает рынок клинических исследований на путь динамического развития. Однако в этом году многие крупные глобальные CRO сократили свое численное присутствие в российском регионе. Нам же удалось вырасти на 20% и повысить квалификацию сотрудников на 30 образовательных программах. Также мы организовали три профессиональных семинара, на которых спикеры поделились своим опытом и знаниями, полезными всем нашим коллегам по отрасли в их ежедневной работе.

На этих семинарах большое внимание было уделено вопросу государственной регистрации лекарственных средств, который стал первостепенным для производителей дженериков в этом году. Переход на стандарты GxP и законодательное введение процедуры фармаконадзора постепенно приводит нормы российской отрасли к международным, что не может не радовать и с точки зрения качественных параметров, и с точки зрения стратегических партнерств. Понимание зарубежных разработчиков и инвесторов, что в России можно провести качественное исследование по адекватной стоимости, растет. Мы видим отражение этого тренда и на себе: за 2015 год наша клиентская база из Азии, где основными спонсорами выступают представители Кореи и Японии, увеличилась на 100%. 

В целом же год для всей российской фармотрасли и для клинических исследований в частности был неоднозначным, но уж точно пошел на пользу. 2016 обещает быть не менее интересным. Мы подготовили почву для географического расширения в Европе и странах ЕАЭС, запуска новых сервисных продуктов и готовим очередные профессиональные семинары для коллег. Рынок же, скорее всего, продолжит фокусироваться на продуктивности своей R&D-активности. Пока что мы видим, что отрасль чувствует себя несколько растерянно, нет четкого понимания по тому, что будет дальше и  в каких условиях придется работать. Именно в 2016, по нашим ожиданиям, все придет в более очевидную форму, появятся долгожданные разъяснения от регулирующих органов и, как следствие, существенно увеличится число новых препаратов.

До встречи в новом году! Пусть даже самые амбициозные проекты даются всем нашим коллегам легко!

Автор: Дмитрий Шаров, генеральный директор ОСТ 

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр