Прогноз расходов на лекарственные средства для стран ЕС до 2016г.

Print 01 Июля 2013
Екатерина Дмитрик, apteca.ua

В последние годы во всем мире прослеживается тенденция к увеличению расходов на лекарственные средства. Основными драйверами этого процесса являются старение населения и увеличение распространенности хронических заболеваний, что обусловливает повышение спроса на лекарственные средства. Глобальный экономический кризис наряду с увеличением расходов на лекарственные средства вынуждает правительства принимать определенные регуляторные меры, направленные на экономию бюджетных средств. В данной публикации представлен прогноз расходов на лекарственные средства до 2016 г. для некоторых стран ЕС, а также методы, способствующие экономии бюджетных средств на лекарственные средства.

Объем мировых расходов на лекарственные средства к 2016 г., согласно прогнозу «IMS Health», достигнет около 1200 млрд дол. США (рис. 1), что обусловлено развитием мирового фармацевтического рынка, а также увеличением расходов на оригинальные и генерические препараты. Так, прогнозируется, что мировые расходы на оригинальные препараты в 2016 г. составят около 615–645 млрд дол., а на генерики — около 400–430 млрд дол. Темпы прироста по сравнению с 2011 г. составят около 3–8% для оригинальных препаратов и 65–78% для генериков.

Львиная доля мировых расходов на лекарственные средства в 2016 г., по прогнозам компании «IMS Health», будет приходиться на рынки развитых стран* — 57%, несмотря на уменьшение их суммарной доли в структуре мировых расходов по сравнению с предыдущими годами. Удельный вес фармрынков развивающихся стран** в структуре мировых расходов, на­оборот, возрастет и в 2016 г. составит 30%. Такая тенденция связана с увеличением потребления лекарственных средств в развивающихся странах. В это время на сокращение расходов на лекарственные средства в развитых странах окажут влияние такие факторы, как замедление темпов увеличения расходов на оригинальные препараты, истечение сроков патентной защиты некоторых лекарственных средств, а также внедрение регуляторных механизмов, направленных на сдерживание роста расходов. Доля расходов на лекарственные средства пятерки ключевых фармрынков ЕС (Франция, Германия, Великобритания, Испания и Италия) в структуре мировых расходов также уменьшится до 13% по сравнению с предыдущими годами (рис. 2).

Согласно прогнозам «IMS Health» динамика прироста/убыли расходов на лекарственные средства в топ-5 странах ЕС (Франция, Германия, Великобритания, Испания, Италия) в 2013–2016 гг. будет варьировать в пределах от -1 до +2%.

По прогнозам исследовательского агентства «Datamonitor», начиная с 2016 г. темпы роста 5 основных фармрынков ЕС будут увеличиваться.

На уровень государственных расходов на лекарственные средства в странах ЕС в ближайшие годы будет влиять ряд факторов.

1. Появление на рынке новых оригинальных препаратов. Потеря некоторыми препаратами патентной защиты стимулирует фармацевтические компании разрабатывать и выпускать новые оригинальные препараты. Прогнозируется, что в течение 5 лет, начиная с 2012 г., на рынок будет выведено около 254 инновационных лекарственных средств, что, как ожидается, может положительно повлиять на рост расходов на них.

2. Появление на рынке новых генерических препаратов. Вследствие истечения сроков патентной защиты многих блокбастеров в следующем десятилетии на рынке появятся их менее дорогостоящие аналоги — генерики. Ожидается, что в течение 5 лет, начиная с 2012 г., на рынок будет выведено 202 наименования генерических препаратов. Увеличение количества генериков на фармрынке благоприятно повлияет на экономию бюджетных средств в этой сфере. Европейская ассоциация генерических препаратов (European Generic Medicines Association — EGA) подсчитала, что благодаря генерическим препаратам в странах ЕС достигается экономия расходов на лекарственные средства в размере 30 млрд евро в год. Кроме того, «IMS Health» прогнозирует, что с расширением ЕС до 27 стран-участниц этот показатель может быть увеличен вдвое.

3. Старение населения. Старение населения и, как следствие, растущая распространенность хронических заболеваний определяет повышение спроса на медицинские услуги и лекарственные средства, что приводит к увеличению расходов на лекарственные средства.

Доля расходов на лекарственные средства пятерки ключевых фармрынков ЕС (Франция, Германия, Великобритания, Испания и Италия) в структуре мировых расходов к 2016 г. уменьшится до 13% по сравнению с предыдущими годами

4. Государственная регуляторная политика и стратегия сдерживания расходов. Глобальный экономический спад и увеличение расходов на здравоохранение способствовали установлению определенных регуляторных мер в странах ЕС, включая сокращение государственных расходов на здравоохранение и регулирование уровня цен на лекарственные средства и компенсаций в рамках системы реимбурсации. К тому же последние нормативные изменения в ЕС направлены на улучшение системы оценивания эффективности лекарственных средств (в соотношении польза/риск). В ЕС большой акцент делается на фармаконадзор — совокупность мероприятий, связанных с научными исследованиями и деятельностью, направленными на выявление, оценку и понимание возможных негативных последствий медицинского применения лекарственных препаратов, предупреждение их возникновения и защиту пациентов. В последние годы были внесены изменения в законодательство по фармаконадзору, обеспечивающие правовую базу для Европейской комиссии и других компетентных органов, позволяющие запрашивать пострегистрационное исследование эффективности лекарственных средств для контроля соответствия препаратов всем современным требованиям безопасности, качества и эффективности.

Далее будут рассмотрены некоторые страны ЕС, а именно: Франция, Великобритания, Германия, Польша, Португалия, Греция и Венгрия.

Выбор стран обусловлен их неоднородностью в отношении таких параметров, как размер рынка, дата вступления в ЕС, объем ВВП, объем расходов на здравоохранение, механизм регулирования рынка генерических препаратов и система реимбурсации.

Все европейские страны используют смешанную систему финансирования расходов на здравоохранение: государственное и частное финансирование (за счет страхования и средств «из кармана пациентов») (рис. 3, 4). Доля государства в структуре расходов на здравоохранение среди анализируемых стран по итогам 2010 г. варьировала в пределах от 60% в Греции до 83% в Великобритании (табл. 1). В среднем по ЕС, государством было профинансировано 73% расходов на здравоохранение в 2010 г.

По показателю доли совокупных расходов на здравоохранение в структуре ВВП лидируют Франция и Германия (11,6%). За ними следуют Португалия (10,7%), Греция (10,2%) и Великобритания (9,6%) (см. рис. 3) . С точки зрения доли государственных расходов на здравоохранение в структуре ВВП также лидируют Франция и Германия. А самая низкая доля государственных расходов на здравоохранение в структуре ВВП приходится на Венгрию и Польшу.

В среднем по ЕС в 2010 г. расходы на лекарственные средства составляли 1,6% ВВП. В анализируемых странах этот показатель варьирует в пределах от 1% в Великобритании до 2,6% в Венгрии (см. рис. 4).

В анализируемых странах (Великобритания, Германия, Франция, Польша, Греция, Португалия, Венгрия) существуют значительные различия касательно объема расходов на лекарственные средства на душу населения. Относительно высокий уровень расходов на лекарственные средства на душу населения по итогам 2010 г. отмечен для Германии (640 дол. или 492 евро) и Франции (635 дол. или 408 евро), а в число стран с относительно низкими расходами на лекарственные средства на душу населения входит Польша (314,8 дол. или 237 евро) (рис. 5).

Также анализируемые страны имеют некоторые различия в политике регулирования рынка генерических препаратов.

В Великобритании и Германии генерические препараты становятся доступными с момента получения торговой лицензии. Задержка выведения на рынок лекарственных средств в других странах обусловлена тем временем, которое необходимо регуляторным органам для принятия решения по ценообразованию и реимбурсации препаратов. Доля генерических препаратов на фармрынках анализируемых стран в денежном выражении колеблется от 25% и приближается к отметке 100%. Высокий уровень пенетрации генериков прослеживается в Германии (85%), Польше (85%), Великобритании (80%) и Франции (80%).

Ценообразование на генерические препараты обусловлено ценами оригинальных препаратов на момент их выхода на рынок. В некоторых странах стоимость генериков регулируется государственными органами (Франция, Польша, Греция, Португалия, Венгрия), в других странах ценообразование происходит под влиянием конкурентных сил (Великобритания, Германия).

Цены на генерические препараты в ЕС устанавливаются в процентном соотношении к цене оригинала. Разница в цене между оригинальными и генерическими препаратами в анализируемых странах варьирует от 45% в Польше до 75% в Великобритании (то есть, в Великобритании цены на генерики в среднем устанавливаются на 75% ниже цены оригинальных препаратов) (табл. 2).

Европейская ассоциация генерических препаратов подсчитала, что благодаря генерикам в странах ЕС достигается экономия расходов на лекарственные средства в сумме 30 млрд евро в год

В период 2013–2016 гг., по прогнозам Исполнительного агентства по вопросам здравоохранения и защиты прав потребителей (Executive agency for health and consumers — EAHC), ожидается сокращение государственных расходов на лекарственные средства в некоторых анализируемых странах (Великобритания, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Португалия). Преимущественно уменьшатся расходы на лекарственные средства, влияющие на сердечно-сосудистую, нервную и респираторную системы. А основные статьи расходов будут направлены в области онкологии и иммунологии. Для Польши, наоборот, прогнозируется увеличение государственных расходов на лекарственные средства. Такая динамика связана с тем, что Польша относится к странам с формирующимся рынком, для которых прогнозируется увеличение доли государственных расходов на обеспечение пациентов инновационными препаратами. В то время как увеличение доли генерических препаратов на фармрынках в более развитых странах будет обусловливать сокращение расходов на лекарственные средства.

С одной стороны, выход на рынок новых оригинальных препаратов приводит к увеличению расходов на лекарственные средства. С другой — увеличение доли генерических препаратов на фармацевтическом рынке способствует экономии бюджетных средств на лекарственные средства. Таким образом, кумулятивный эффект от экономии за счет генериков и дополнительных расходов на оригинальные препараты в большинстве анализируемых стран, как ожидается, приведет к сокращению государственных расходов на лекарственные средства (рис. 6, 7).

Максимальная экономия расходов на лекарственные средства среди анализируемых стран прогнозируется для бюджета Великобритании, несколько меньше — для Франции. Значительному сокращению государственных расходов на лекарственные средства в Великобритании способствуют высокий уровень пенетрации генерических препаратов — 80 % (который, вероятно, будет увеличиваться), и наличие жестких стандартов для оригинальных препаратов, выходящих на рынок.

На сокращение расходов на лекарственные средства в большинстве исследуемых стран влияет также государственная регуляторная политика. В связи с глобальным экономическим спадом в большинстве анализируемых стран применяют политику, направленную на сдерживание увеличения затрат с целью оптимизации государственных расходов на здравоохранение. Так, в Португалии, Венгрии, Польше и Греции сокращение расходов на лекарственные средства осуществляется посредством контроля уровня цен на них. Следует отметить, что на данный момент в Греции довольно низкий уровень пенетрации генерических препаратов (25%). Это дает простор для экономии бюджетных средств на лекарственные средства путем увеличения доли генериков на фармацевтическом рынке этой страны.

В Германии же действует система свободного цено­образования. Государственные органы лишь косвенно влияют на уровень цен путем эталонного ценообразования, в соответствии с которым осуществляется возмещение стоимости лекарственных средств (если зарегистрированная цена превышает эталонную, то разницу доплачивает пациент). Поэтому существенное влияние на формирование государственных расходов на лекарственные средства оказывают новые препараты, которые выводятся на рынок.

Объем государственных расходов на лекарственные средства в странах — участницах ЕС, по данным EAHC, наиболее чувствителен к изменениям в сфере регулирования рынка генерических препаратов и биосимиляров. Таким образом, государственное регулирование уровня цен на генерические препараты, распространение биосимиляров через госпитальный сектор, увеличение доли генерических препаратов на фармрынке являются наиболее целесообразными методами оптимизации государственных расходов на лекарственные средства. 


*США, Япония, Канада, Южная Корея, Франция, Германия, Великобритания, Испания, Италия.
 

**Остальные страны Европы, Бразилия, Россия, Китай, Индия и др.

***Для Греции, данные касательно расходов на лекарственные средства на душу населения недоступны.

По материалам ec.europa.eu; 
www.imshealth.com; www.oecd.org

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр