Доля прямых контрактов аптек с фармпроизводителями к 2018 г. составит 10% продаж - АСНА

Print 20 Июля 2016
ТАСС

МОСКВА, 19 июля. /Корр. ТАСС Анна Топорова, Евгений Михайлов /. Доля контрактов аптек и фармпроизводителей, минующих дистрибуторов, к 2018 году составит 10% аптечных продаж. Такие цифры прогнозируют в Ассоциации независимых аптек (АСНА). Участники ассоциации начнут прямые закупки у отечественных производителей с сентября 2016 года, сообщил ТАСС управляющий партнер АСНА Александр Кондратьев.

В течение двух-четырех лет АСНА намерена увеличить долю прямых сделок до 30%. При этом новая логистическая схема не отменяет существующую систему работы аптек с федеральными дистрибуторами, подчеркнул он.

"Мы не отказываемся от работы с федеральными поставщиками, но порядка 10% (отечественные поставщики и бренд-дженерики) мы планируем перевести на прямые договоры", - пояснил Кондратьев.

Он рассчитывает, что прямые договоры обеспечат доступ товаров во все охваченные ассоциацией регионы (сейчас их более 46). По словам Кондратьева, участники АСНА ощущают дефицит товаров и завышение цена на ряд товаров.

Сроки и цены Кондратьев полагает, что без дистрибуторов поставки будут в срок, а лекарства - более доступными для населения.

В свою очередь первый заместитель гендиректора дистрибутора ЦВ "Протек" Владимир Малинников уверен, что аптеки не откажутся от услуг дистрибуторов, потому что именно они обеспечивают стабильную "ситуацию и с наличием товара, и с ценой".

По мнению экспертов, снижение цен произойдет "на входе в аптеку, но не для конечного потребителя".

"Он (уход от дистрибуторов - прим. ред.) просто перераспределит часть добавленной стоимости от дистрибуторов к аптечной сетке. Зачем аптечной сети своим заработком делиться? Они сначала попытаются отобрать то, что можно отобрать у других частей цепочки, а потом будут уже играть в ценовую войну", - высказал свою точку зрения эксперт из фармотрасли Иван Глушков.

Малинников спрогнозировал уменьшение индекса входных аптечных цен на 0,5-1%.

Производители и дистрибуторы АСНА ведет переговоры с оптовым продавцом фармацевтических и медицинских товаров "Сантэнс партнерс". В ассоциации подчеркнули, что предварительные договоренности с фармпроизводителями есть, но контракты будут заключаться с сентября.

Фармпроизводители среди главных рисков при прямом сотрудничестве с аптеками назвали задержки и неплатежи.

"Производители могут пострадать от несвоевременных платежей и точно тему закроют", - сказал председатель совета директоров фармкомпании "Р-Фарм" Алексей Репик. Аптечные сети заинтересованы заключать прямые договоры, считает представитель фармкомпании Stada SIC Глушков.

Производители будут соглашаться, если это будет взаимовыгодным сотрудничеством.

"Аптечная сеть если платит, то она платит вне зависимости от того, дистрибутирует она товары сама или дистрибутирует через дистрибуторов", - поделился опытом сотрудничества Stada SIC с аптеками Глушков.

Дистрибуторы же уверены, что большинство производителей не готовы работать с аптеками напрямую.

"Дело не в объемах продаж - ассоциация готова под ними подписаться. Основная причина небольшого количества прямых контрактов - риск неплатежей", - соглашается представитель дистрибутора ЦВ "Протек" Малинников.

Для большинства производителей дистрибутор является гарантом как объема продаж, так и своевременных платежей. Сейчас более половины аптек не готовы предоставить обеспечение дебиторской задолженности, а институт страхования на фармрынке еще не развит.

Таким образом, производителю придется взять на себя нынешние функции соединяющего элемента цепочки - "набирать штат юристов для работы с дебиторами в судах и для взаимодействия со службой судебных приставов".

Малинников также отметил, что дистрибуторы от новой модели АСНА сильно не пострадают - из оборота уйдут продажи тех препаратов, которые пойдут в прямые контракты.

Логистика АСНА намерена включить в новую логистическую модель распределительные центры на базе своих внутренних аптечных сетей либо региональных дистрибуторов.

Фармацевтического логистического оператора в классическом понимании в России нет. Однако первый заместитель гендиректора дистрибутора ЦВ "Протек" Малинников считает, что аптекам не нужно "изобретать велосипед" - достаточно привлечь существующего логистического оператора, у которого есть уже вся инфраструктура.

Опыт другого объединения - Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) - с прямыми контрактами в отдельных регионах закончился фиаско, рассказала исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева.

По ее словам, дистрибуторские звенья выполняют функцию логистических операторов, чтобы доставлять лекарства в труднодоступные места.

"Сломать - я не боюсь этого слова произносить - рынок с точки зрения изменения логистических механизмов не представляется возможным", - заключила Игнатьева.

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр