Доля локально производимой фармпродукции существенно выросла

Print 15 Ноября 2016
Новости GMP

На прошедшем в Петербурге форуме Life Sciences Invest. Partnering Russia большое внимание было уделено тому, в каких направлениях развивается в настоящий момент и должна развиваться в будущем российская фармацевтическая промышленность. Председатель правления НП «Союз фармацевтических и биомедицинских кластеров» Захар Голант рассказалАБН о том, как изменился российский фармацевтический кластер за последние пять лет, а также почему европейский рынок остается недоступным для многих отечественных лекарственных препаратов.

На одной из сессий форума вы отметили, что с 2010 года можно наблюдать более интенсивное взаимодействие между министерством здравоохранения и другими министерствами и ведомствами. С чем это связано?

Это связано с тем, что в стране была принята целая стратегия по развитию фармпромышленности, а также федеральная целевая программа. С 2010 года отрасль стала развиваться очень активно. Изменения регулирования отрасли в целом обращения лекарственных средств максимально активно начались именно в 2010 году. Прежде всего, потому что само государство, приняв федеральную стратегию и федеральную программу, вынуждено было осуществлять большое количество действий в этом направлении. К тому же очень сильно качественно поменялся сам состав рынка. Если прежде продукция импортировалась в объеме до 95%, а по некоторым лекарственным группам до 100%. За последние несколько лет рынок поменялся кардинально.

Каковы эти изменения?

Очень существенно выросла доля локально производимой продукции, прежде всего в сегменте госзакупок. Появилось очень большое количество компаний, которые не просто производят продукцию, но и вводят новые лекарственные препараты. Это само по себе потребовало не просто внесение изменений, а огромной коррекции целых блоков законодательства, например, связанных с регистрацией лекарственных препаратов, с контролем качества их производства. Кроме того, есть еще одна важная тенденция, связанная с гармонизацией. С 1 января 2016 года мы, по сути, живем в условиях гармонизированного рынка обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза.

Легко ли удается выстраивать необходимые взаимоотношения между ведомствами, чья зона полномочий иногда может пересекаться?

Если мы берем такой комплексный вопрос, как обращение лекарственных средств, то получается, что порядка пяти-шести регуляторов отвечают за разные блоки по части этого обращения. Распределение полномочий и есть большой предмет для дискуссий. Если министерство здравоохранения в целом отвечает за госполитику и за реализацию социальных обязательств по обеспечению льготных категорий граждан лекарственными средствами, а действия других ведомств в той или иной степени мешают осуществлять данную политику, то это уже большой предмет для дискуссий. Они должны происходить не только между самими ведомствами, но и между участниками рынка, пациентсткими и врачебными организациями.

На форуме очень много говорилось о госпрограмме «Фарма-2020». При этом, по прошлогодним данным Счетной палаты, ее исполнение находится на низком уровне. Как бы вы оценили успешность этой программы?

Это одна из самых спешных реализовываем программ на территории Российской Федерации. Практически все ее ключевые показатели и идентификаторы, которые были заявлены, сейчас выполняются. Несколько месяцев назад в Петербурге на экономическом форуме министерством промышленности и торговли было озвучено, что за последние три года в Российской Федерации появилось 37 новых фармзаводов. Если вы назовете мне любую другую отрасль, где появилось 40 новых заводов, то я готов общаться на тему того, успешна программа «Фарма-2020» или не успешна. В целом могу сказать, что фармацевтическая отрасль за последние несколько лет является, пожалуй, самой быстроразвивающейся отраслью в России.

Какие страны являются приоритетными для экспорта российских лекарственных средств?

Для Российской Федерации традиционными странами экспорта были государства СНГ. Сейчас география расширяется. Очень актуально азиатское направление – Вьетнам, Лаос, Камбоджа. Есть масса компаний, который традиционно работают на этих рынках. Практически все российские фармацевтические компании расширяют там свое присутствие. Кроме того, есть страны Африки. Это не только лекарственные препараты, но и лабораторная диагностика, реагенты, медицинское оборудование. Также ведется экспорт в Южную Америку. Безусловно, в приоритете и Европа, Северная Америка. Но там самый высокий уровень конкуренции и требований к качеству продуктов.

Планируют ли российские компании полноценно выйти на европейский и американский рынок?

Это полностью зависит даже не от компаний, а от конкретного продукта. Не существует просто понятие «выход на рынок». Компания приходит на рынок с конкретным продуктом или набором продуктов. В зависимости от того, есть ли конкретные преимущества, зависит судьба конкретного продукта. Часто это бывает чисто экономически нецелесообразно, если ты на 100% не уверен в конкурентных качествах своего продукта.

Источник

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр