Обвальное эхо

Print 08 Августа 2013
Илья Дугин, Фармацевтический вестник

По материалам FirstWord Pharma

Последствия патентного обвала будут ощущаться еще минимум пять лет

Пик патентного обвала для Большой фармы пришелся на 2011—2012 гг. Однако влияние дженериковой конкуренции будет дорого обходиться производителям инновационных препаратов еще в течение нескольких лет. Аналитики FirstWord Pharma определили фармкомпании, которым достанется от дженериковых конкурентов больше всего. Для своего анализа они использовали показатели по США, поскольку влияние дженериков особенно значимо на этом рынке в силу его размеров.

Проанализировав объемы продаж продукции ведущих мировых фармацевтических компаний в США и ближайшие сроки потери патентной защиты на препараты, эксперты пришли к выводу, что наиболее удручающая ситуация сложилась у AstraZeneca — 68% ее оборота за 2012 г. будет «съедено» дженериками в течение пяти ближайших лет (табл. 1). Патентную защиту потеряют такие блокбастеры, как Nexium, Symbicort, Crestor и Seroquel XR. Неудивительно, что AstraZeneca принимает меры по расширению продуктового портфеля посредством поглощений.

Eli Lilly, Novartis и Bristol-Myers Squibb также испытают значительное влияние дженериков (43,4; 40,1 и 32,5% объема продаж за 2012 г. соответственно). Однако здесь нужно обратить внимание на качественные отличия в бизнесе этих компаний. Например, в 2012 г. объем продаж «свежих» препаратов Novartis, получивших одобрение с 2007 г., составил 10,7% общего показателя. У Bristol-Myers Squibb — 8,5, а у AstraZeneca — всего 1,6%!

Компании Johnson&Johnson и Sanofi сравнительно легко пережили патентный обвал. Снова стоит отметить роль лекарственных препаратов, одобренных не более пяти лет назад. У Johnson&Johnson они составляют 10,3% общего объема продаж за 2012 г.

Показатели Roche демонстрируют важную роль лекарственных препаратов биологического происхождения в противостоянии дженериковой конкуренции. В течение ближайших пяти лет благодаря им компания потеряет всего 9,4% показателя продаж за 2012 г.

В течение ближайших пяти лет в США потеряет патентную защиту значительное количество биопрепаратов, в т.ч. лидеры этого сегмента рынка — Avastin, Herceptin и Rituxan компании Roche. Удастся ли разработчикам биоаналогов вывести на американский рынок свою продукцию и в какие сроки, пока неизвестно. Не поддается прогнозу и доля рынка, которую эти аналоги смогут отнять у оригинальных препаратов.  Тем не менее по рекомендациям Европейскому агентству по лекарственным средствам одобрить первые аналоги моноклональных антител и успехам отдельных производителей биоаналогов на российском рынке ясно: ситуация в корне меняется, хотя пока только на европейском континенте.

Продажи препаратов биологического происхождения значительно влияют на позиции некоторых компаний в рейтинге потерь от дженериковой конкуренции на ближайшие пять лет. Например, Abbott рискует потерять более 69% оборота, достигнутого в 2012 г. (табл. 2). Причина — включение в рейтинг препарата Humira с объемом продаж в США 4,4 млрд долл.

У Sanofi показатель возможных потерь возрастает до 64,8% благодаря потере патентной защиты на инсулин Lantus с объемом продаж 5,1 млрд долл. в 2012 г.

 

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр