В 2016 году российский фармрынок вырос на 7%

Print 01 Июня 2017
Александр Пахомов / Vademecum

Объем фармацевтического рынка России в 2016 году составил 1,344 трлн рублей, что на 7% больше, чем годом ранее. Объем продаж лекарств в натуральном выражении не изменился и составил 5,1 млрд упаковок, подсчитала аналитическая компания DSM Group.

Как отмечают аналитики, стабилизацию потребления в упаковках можно считать переломным трендом, так как в течение последних трех лет этот показатель снижался.

«Основной вклад в рост рынка внес коммерческий сегмент лекарств. Динамика розничного рынка приняла положительную тенденцию в упаковках, а рост в рублях происходил преимущественно за счет ОТС-препаратов [безрецептурных. – Vademecum]. Важной тенденцией современного рынка является переход на генерики, доля которых растет на фоне снижения долей оригинальных препаратов в стоимостном и натуральном выражении», – говорится в отчете DSM.

Увеличились и объемы продаж отечественных лекарств, что, по мнению аналитиков, стало еще одним трендом 2016 года. По его итогам препараты российского производства заняли 29% рынка в денежном выражении и 61% – в натуральном. Однако изменение соотношения отечественных и импортных препаратов все же идет невысокими темпами, поэтому первые места в рейтинге производителей занимают иностранные компании: Sanofi, Novartis, Bayer.

«Сегмент российской фармдистрибуции в последние несколько лет сильно изменился. За последние два года перестали существовать три крупных игрока, которые входили в ТОП20. Освободившуюся нишу заняли крупнейшие российские дистрибьюторы, тем самым доля ТОП3 компаний выросла с 45% до 56%. При этом и конкуренция в тройке лидеров усилилась. В 2016 году первое место вернул себе дистрибьютор «Протек», заняв 21,5% рынка. Второе место у дистрибьютора «Катрен» с долей 21,2%. ТОП3 в 2016 году замыкает дистрибьютор «Пульс», который в последние годы в среднем растет на 40%», – подсчитали в DSM.

Ключевой тенденцией 2016 года аналитики называют консолидацию аптечных сетей. По их данным, лучших результатов в объединении аптек и аптечных сетей добилась Ассоциация независимых аптек «АСНА», заняв 7,8% рынка и представляя интересы 4 215 точек продаж. Среди «традиционных» сетей максимальную долю занимает аптечная сеть «36,6» – 4,7%.

«Если же говорить о прогнозах, то в краткосрочной перспективе основным фактором, влияющим на фармрынок, останется финансово-экономическая ситуация в стране.  В 2017 году прирост рынка в целом составит порядка 9% в рублях», – отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

Прогнозируя динамику роста российского фармрынка в 2017 году, аналитики консалтинговой компании IPT Group приводят несколько другие данные: по их оценкам, по сравнению с 2016 годом рынок вырастет в стоимостном выражении почти на 7%, то есть до 1,45 трлн рублей, а в натуральном – на 4–6%.  

Источник

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр