Российский аптечный рынок в 2017 году добавил 6,5% в рублях

Print 15 Февраля 2018
Новости GMP

По данным DSM Group, за 2017 год через аптечную сеть было реализовано 5 065,8 млн. упаковок лекарств на сумму 940,7 млрд рублей в розничных ценах. Это на 6,5% выше, чем в 2016 году в стоимостном выражении и на 3,5% выше в натуральном выражении.

Положительная динамика в упаковках в 2017 году свидетельствует об улучшении покупательской способности населения и о снижении влияния финансово-экономических факторов на фармацевтический рынок.

«В 2016 году фармацевтический рынок начал расти в августе, из-за раннего начала сезона простудных и вирусных заболеваний. Высокие темпы роста сохранялись и в первом полугодии 2017 года. Но начиная с августа прирост аптечного рынка ЛП заметно снизился. «Виновником» такой динамики стали теплая погода осенью и зимой, низкий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ, которые не привели к росту спроса на «сезонные» препараты. В упаковках же рынок показал даже отрицательные значения. Таким образом, годовой прирост рынка определился опять в 4 квартале – в 2017 году «4 квартал» сыграл на понижение, в результате прогнозные значения в 9% не были достигнуты», — отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

Несмотря на рост рынка в упаковках, ценовой фактор также внес свой вклад в рост аптечного рынка. В большей мере это было связано с изменением структуры продаж в пользу более дорогих лекарственных средств. Инфляция на лекарства в 2017 году оказалась практически нулевая – по итогам декабря 2017 года цены выросли только на 0,3% относительно декабря 2016 года. Низкий рост цен и раньше наблюдался, но на препараты списка ЖНВЛП. В 2017 году такие препараты выросли на 0,06%. В отчетном году низкая инфляция были и на остальные лекарственные позиции, продающиеся в аптеках – 0,4%.

Низкий рост цен на препараты отмечается во всех подгруппах: импортные увеличились в цене на 0,6%, российские лекарства упали на 0,5%. Рецептурные препараты в среднем потребителю стали обходиться на 0,1% дороже, безрецептурные – на 0,4%.

До 2017 года основной рост цен наблюдался на препараты дешевого сегмента (до 50 рублей). 2017 стал исключением по этому показателю: препараты данной ценовой категории потеряли 3,4% в среднем в цене, тогда как лекарства, относящиеся к «дорогому» сегменту (от 500 руб. и выше) стали стоить на 0,2% больше. Основное «подорожание» коснулось сегмента от 150 до 500 рублей – 1,2%.

В 2017 году продолжился переход потребителя на более дорогие лекарственные средства. Сильнее всего вырос ценовой сегмент «свыше 500 рублей» — на 12% в рублях и на 13% в упаковках.   За счёт такого прироста доля данного сегмента увеличилась практически на 2% в деньгах. Несмотря на высокую выручку препаратов с ценой выше 150 рублей, у потребителя остается популярным сегмент с ценой до 50 рублей – в упаковках доля таких лекарственных препаратов занимает около 40%. При этом сохраняется тенденция уменьшения — доля препаратов «низкого» ценового сегмента снизилась на 0,7% в упаковках и на 0,4% в стоимостном.

Соотношение импортных и отечественных продаж лекарственных препаратов: в 2017 году доля отечественных препаратов составила 28,5% в стоимостном выражении и 58,7% в натуральном. При этом заметим, что реализация отечественных препаратов в рублях выросла на 7,4%, тогда как объём продаж импортных препаратов на 6,1%. За счет этого доля российских препаратов в структуре аптечных продаж увеличилась, причем рост доли происходит как в стоимостном объеме, так и в натуральном выражении.

Средняя стоимость упаковки отечественного препарата в розничных ценах за 2017 год составила 90 руб., что приблизительно в 3,6 раз ниже стоимости упаковки импортного лекарственного средства (стоимость средства зарубежного производства в ценах закупки аптек составила порядка 321 рублей).

Соотношение продаж лекарственных препаратов рецептурного и безрецептурного отпуска: в 2017 году доля безрецептурных препаратов составила 50,4% в стоимостном выражении и 67,6% в натуральном. RX-препараты росли быстрее в денежном выражении (+7,7%), тогда как безрецептурные к 2016 году выросли на 5,3%. В упаковках разница приростах почти в два раза (5,4% для рецептурных против 2,6% для ОТС-препаратов). В результате доля безрецептурных препаратов сократилась на 0,6%.

За счет большего прироста как в денежном, так и в натуральном выражении, доля рецептурных препаратов выросла. В упаковках доля увеличилась также на 0,6%.

Средняя стоимость упаковки рецептурного препарата была на уровне 283 руб., безрецептурный препарат стоил в розничных ценах аптек в среднем 139 руб. Колебания в цене по сравнению с 2016 годом были в пределах 2%

Соотношение продаж оригинальных и генерических лекарственных препаратов: в 2017 году доля оригинальных препаратов составила 34,6% в стоимостном выражении и 13,8% в натуральном. При этом относительно 2016 года доля продолжает сокращаться по обоим показателям. Генерические препараты в целом выросли в стоимостном объеме на 8,3%, в упаковках на 4,1%, тогда как темп прироста оригинальных препаратов составил только 3,2%, а в натуральном выражении остался на уровне 2016 года.

Таким образом, потребитель переключается на генерические препараты, чаще на брендированные генерики. Так, в упаковках брендированные генерики выросли на 6,9%, а препараты, продающиеся по МНН, только на 0,7%.

Средняя стоимость упаковки оригинального препарата составила 646 руб. (+3,5% к показателю 2016 года), генерик закупался в среднем по 141 руб. (+4%).

Источник

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр