Попасть в фарму без релевантного опыта абсолютно реально

Print 27 Февраля 2018
Новости GMP

Привлечение кандидатов из других отраслей – не новая тема для Life Science. Многие начинающие менеджеры, рекрутеры, да и сами кандидаты периодически задаются вопросом, насколько LS интересна для перехода из других отраслей?

Для менеджеров решиться смотреть кандидатов с нестандартным опытом – риск, связанный с долгосрочными инвестициями сил и времени. Для кандидатов – возможность и, в тоже время, вызов своим возможностям, рынок LS сильно отличается от их привычных реалий.

Рекрутеры находятся между двух огней, пытаясь оценить готовность кандидатов к смене сферы и понять, совпадают ли они со взглядами нанимающих менеджеров.

Для того, чтобы всесторонне проанализировать эту проблему, давайте ответим на 3 основных вопроса.

  • Возможности фармкомпаний, предоставляемые непрофильным кандидатам.

Международное кадровое агентство Kelly Services провело исследование «Рынок труда в сфере Life Sciences глазами работодателей», опросив представителей крупнейших медицинских, фармацевтических и биотехнологических компаний.  Согласно результатам, большинство работодателей лояльны к сотрудникам без медицинского или фармацевтического образования: на их мнении, безусловно, сказывается нехватка квалифицированных кадров в отрасли.

Большинство участников исследования – представители международных компаний-лидеров и участников рынка (83%), 17% – представители российских частных компаний; 69% респондентов работают в фармацевтических компаниях, 14% – в медицинских, 10% – на производителей медицинского оборудования. Практически треть респондентов занимает позиции HR-менеджеров и директоров (27%), более половины опрошенных – представители sales подразделений (52%).

Однозначно, продажи. Позиции начального уровня, такие, как медицинский представитель, например. Выпускники медицинских вузов расходятся по фармкомпаниям со сверхзвуковой скоростью. Это и понятно: молодость, азарт, энергия, задор, желание и возможность заработать: что еще нужно для молодого продажника? Однако, если к продажам душа не лежит, есть альтернативные варианты: для выпускников медицинских вузов и врачей – департаменты медицинской поддержки и клинических исследований; для химиков, юристов и логистов – отделы регистрации, фармакоэкономики, качества. Это, конечно же, не все, однако, наиболее возможные варианты для кандидатов «не из фармы».

Конечно требования для кандидатов варьируются: специализации, характерные личностные особенности, уровень владения английским языком, готовность к командировкам, финансовые ожидания.

Ко всеобщему облегчению, попасть в фарму без релевантного опыта абсолютно реально. Естественно, фармкомпании конкурируют друг с другом за профильных кандидатов с медицинским или фармакологическим образованием, но ситуация такова, что такие специалисты не появляются на рынке «по запросу». И чтобы избежать ситуации, в которой позиция медицинского представителя может зависнуть в портфеле вакансий рекрутера от полугода и более, приходится идти на компромисс и смотреть шире. И в данный момент, я имею ввиду не торговых представителей из FMCG-гигантов, а, к примеру, менеджера по продажам дверных косяков, который стал успешным KAM-ом в топовой западной фармкомпании.

Естественно, для маркетологов, финансистов, аналитиков, менеджеров по развитию бизнеса двери открыты. Главное — постучаться в нужную.

  • Зачем переходить в сферу LS непрофильным кандидатам?

Коснемся составляющих мотивации кандидатов. Безусловно, фарма привлекает своей стабильностью, большим количеством топовых компаний, степенью охвата рынка, финансовыми и профессиональными перспективами.

Но зачем переходить туда тем, кто уже долго успешен в другой области? На мой взгляд, во-первых, челленджи, амбициозные проекты. В настоящий момент минимален процент тех, кто хотел бы до конца жизни работать на одной позиции в рамках одной – двух компаний. Двигаться между разными сферами, карьерно расти – это динамика, движение. А движение – это жизнь. Во-вторых, специалисты в области LS всегда будут востребованы на рынке, поскольку улучшение качества жизни – приоритет №1 на протяжение многих лет.

  • Взгляд рекрутера.

Мои коллеги и соседи по «open space», наверное, наизусть знают, почему врачам нужно срочно становиться региональными медицинскими советниками, потому что слышат это в среднем по 20 раз в день. Обычно в разговоре с кандидатами я предлагаю идти ва-банк: или пан или пропал, другого не дано. Казалось бы, на их «нет» и суда нет, но врачи, биологи, биофизики, эпидемиологи устроены иначе. Для них решиться на этот шаг (даже согласиться на собеседование) – крайне серьезный вопрос, и это вполне объяснимо.  Они принимают решение … даже не так, допускают мысль о смене привычного уклада жизни в больнице/клинике или НИИ на «кота в мешке». Я могу рассказывать им о прелестях работы в фарме бесконечно, но всегда надо «потрогать» до покупки. А вдруг не получится? А вдруг не понравится? А вдруг…?

На что я всегда отвечаю: «А вдруг нет?» В этой ситуации я стараюсь помочь людям поверить в себя и вселить уверенность (особенно если сама вижу потенциал кандидата). Если получилось – дальше все зависит от подготовки интервью и работы с обратной связью клиента. Ну, не об этом сейчас. Хотя могу добавить, что главное в таких кейсах – работа с мотивацией: иногда «доведение до ума», а порой – откровенное переубеждение.

В завершении статьи нужно сделать вывод. Кандидаты готовы: 12 плейсментов в 2017 году. Клиенты готовы: 5 благодарностей от различных фармкомпаний.

Главное не сдаваться. «Непрофильный» кандидат без опыта в фарме всегда может быть найден. Главное уметь убеждать: клиентов, кандидатов, себя, что сможешь. Искренне в это верю.

Материал подготовила Анастасия Самсикова, Ведущий консультант Kelly Services CIS

Источник

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр