Отношение к диспропорциям

Print 24 Апреля 2014
Тамара Панфилова, Фармацевтический вестник

Портфель лекарственных препаратов, присутствующих на отечественном фармрынке, сложно назвать соответствующим реальным потребностям российских пациентов. О сущности нозологических диспропорций российского фармрынка, а также об их причинах и последствиях рассуждали участники очередного заседания Российской ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ).
 
Существует и поддается классификации Многие лекарственные препараты, присутствующие на фармрынке, являются продуктами маркетинга, но никак не "откликом на конкретные потребности в виде заболеваний конечных потребителей". Об этом 3 апреля заявил директор подразделения "Здравоохранение" ООО "Синовейт Комкон" Олег Фельдман на заседании РАФМ на тему "Нозологические диспропорции российского фармрынка.
 
Причины и последствия". Он обратил внимание присутствующих на достаточно большую диспропорцию между спектром лидирующих препаратов, представленных за рубежом, и обращающихся на российском фармрынке.
 
Генеральный директор IMS Health, Россия и СНГ Николай Демидов выделил несколько групп диспропорций. Первая и главная - системная: в России 33% Rx-препаратов оплачивается за счет средств граждан. "63% рынка занимает розница, где мы платим за лекарства из своего кармана. Эта ситуация отличает нас от развитых стран и также дифференцирует нас со странами, относящимися к менее развитым", - заявил г-н Демидов. В результате ограничивается потребление рецептурных препаратов, возможности получать необходимое лечение.
 
Существуют регуляторные вопросы, которые также создают предпосылки для определенных диспропорций. Ярким примером, по мнению Николая Демидова, являются регуляторные решения с кодеинсодержащими препаратами. После ужесточения порядка их отпуска, несмотря на прогнозы сокращения категории (из-за существенного сокращения нетерапевтического использования этих препаратов), произошел скачок продаж анальгетиков. Характерно, что и общество, и эксперты знали про существование проблемы в течение многих лет. Потребовалось немало времени, чтобы изменить ситуацию и повлиять на диспропорцию, сложившуюся на рынке, отметил эксперт.
 
Немаловажную роль играет и ограниченное финансирование лекарственного обеспечения, ценовое регулирование или регулирование закупок, отсутствие стандартов лечения в системе возмещения, благодаря которым создаются ситуации для возникновения диспропорций на рынке.
 
В условиях отпуска RX-препаратов без рецепта во многих случаях пациенты ориентируются на рекомендации провизоров- фармацевтов, отметил г-н Фельдман. При этом они либо знают препарат, за которым обращаются в аптеку, либо называют симптом (кашель, боль в горле и т.д.). Доля рекомендуемых ОТС- препаратов в общем объеме назначений и рекомендаций работников аптек чрезвычайно велика - 42%.
 
О рекламе - особо Руководитель сектора по работе с рекламодателями компании "TNS Россия" Лилия Владимирова рассказала, что объем рекламного рынка в 2013 г. составил 327,8 млрд. руб.; прирост по сравнению с 2012 г. - 10%.
 
Практически половину занимает телевизионная реклама, четвертую часть - реклама в Интернете. Далее примерно равными частями представлены пресса, наружная реклама и радио. В прошлом году первое место среди рекламируемых товаров занимали 
лекарственные препараты и БАД. "Аналитики сходятся во мнении, что колоссальные вложения в рекламу и ее бурный рост, в первую очередь, вызваны тем, что обсуждается вопрос об отмене рекламы ОТС-препаратов в СМИ. Закон пока еще не принят, но по данным исследований видно, как фармацевтические компании пытаются сейчас использовать маркетинговую публикацию как рекламу", - пояснила г-жа Владимирова.
 
На взгляд директора Центра социальной экономии Давида Мелик-Гусейнова, рост рекламы фармпрепаратов продиктован тем, что усложнились требования аптечной сети, которые помимо маркетинговых контрактов требуют определенной информационной и технической поддержки. Кроме того, институт медицинских представителей, работающих в ОТС-сегменте, становится очень слабым и мало востребованным. "Именно поэтому сегодня фирма понимает, что лучшим каналом донесения информации является телевидение", - отметил г-н Мелик-Гусейнов.
 
По данным "TNS Россия", более всего в 2013 г. в СМИ рекламировались средства от кашля и болей (8,8% от общих затрат на рекламу), обезболивающие и жаропонижающие препараты (7,8%), средства от насморка (5,7%), от болей в мышцах и суставах (5,3%) и витамины (4,8%). На эти пять категорий приходится практически 30% всей рекламы. По словам г-жи Владимировой, вложения в рекламу позволяют привлечь новую и более молодую группу населения.
 
"К сожалению, сегодня пациент в условиях развитого фармрынка не может правильно ориентироваться в препаратах, предлагаемых рекламой, которая носит симптоматический характер. В основе рекламы отсутствуют нозологии, можно погасить симптом, но не вылечить болезнь", - отметила независимый эксперт Галина Дитина, имеющая 18-летний опыт работы в сфере фармацевтического маркетинга. Эксперт обращает внимание на то, что диспропорции обусловлены историческими причинами и конкретной маркетинговой активностью фармкомпаний. "С наступлением эры коммерческой фармацевтики на нас хлынула телевизионная (в первую очередь) реклама, которая оказывала влияние на восприятие потребителя и решение о покупке лекарственного средства. Вследствие малодоступности квалифицированной врачебной помощи Минздрав дал четкий ориентир на самолечение населения, с чем сейчас начинают бороться". Касаясь работы медицинских представителей фармкомпаний, Галина Дитина обратила внимание на мотивационные схемы, используемые практически всеми компаниями, низкий уровень обучения и незнание инструкций. На ее взгляд, фармпроизводители намеренно замалчивают информацию о побочных явлениях, не упоминают половозрастные особенности применения препарата. К негативным тенденциям относится и микширование данных - предоставление в своих материалах сведений по другому показанию, другой возрастной группе и т.д., отметила эксперт.
 
Региональные диспропорции усилятся Особый момент - региональные диспропорции, которые определяются целым рядом факторов, отметили эксперты. К системным проблемам российского здравоохранения следует отнести в первую очередь декларативный характер программ государственных гарантий, каждый регион принимает собственные программы госгарантий, подчеркнул Давид Мелик-Гусейнов. Второй момент-буксующий страховой механизм. "Мы понимаем, что денег в системе не хватает, и регионы по-разному пытаются решить эту проблему, используя новые страховые механизмы финансирования региональных систем здравоохранения", - пояснил он.
 

Сегодня отсутствуют научно обоснованные организационно-финансовые нормативы, а также связь финансовых нормативов с порядками и стандартами медпомощи. Кроме того, большой проблемой всей системы здравоохранения является неэффективное использование ресурсов. По словам эксперта, начинают разрабатываться различные форматы страхового софинансирования, система существенно видоизменяется, каждый регион начинает действовать по-своему. "Дифференциация между субъектами в ближайшее время будет еще более очевидной", - считает Давид Мелик-Гусейнов.

Между тем ситуация в экономике ухудшается: в 2013 г. рост ВВП составил всего 1,3%. На этом фоне регионы потеряли примерно 3% своих доходов, идет процесс разбалансировки бюджетов субъектов РФ. Это сказывается на формировании программ государственных гарантий, в которых должны учитываться порядки и стандарты оказания медпомощи, особенности половозрастного состава населения региона, уровень структуры заболеваемости, демографические и географические особенности и т.д. "У каждого региона собственные проблемы - от климатических до организационных. Поэтому спасением является целевое расходование финансовых средств. На федеральном уровне осуществлять менеджмент огромных территорий практически невозможно", - уверен эксперт.

Понятие диспропорции не всегда имеет негативный оттенок, считает Николай Демидов: "Существуют объективные моменты, которые определяют эти диспропорции. В нашем случае это прежде всего лимит покупательной способности и отсутствие препарата на рынке. роме того, есть эволюционные диспропорции, временные диспропорции, которые необходимо исправлять".

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр