Все выше, и выше, и выше

Print 27 Мая 2014
Илья Дугин, Фармацевтический вестник

Аналитики составили перечень лекарственных препаратов - лидеров по темпам роста цен в США
 
Процедуры регулирования цен на ЛП в том или ином виде действуют во многих странах. Чаще всего они служат ограничителем аппетитов фармкомпаний. Для США рост цен на фармпродукцию особенно актуален, поскольку это одно из немногих в мире государств, где фармпроизводители имеют значительную возможность влиять на ценообразование.
 
Благодаря постоянному появлению на рынке новых дорогостоящих противоопухолевых препаратов и публичной шумихе вокруг инновационного лекарства для лечения гепатита C цены на ЛП снова оказались в центре внимания профессиональной общественности. 
 
Многие известные врачи отказались от применения нового противоопухолевого препарата Zaltrap компании Sanofi, утверждая, что уровень его цены не оправдывает эффекта терапии. Компании по управлению фармацевтическими пособиями, в частности Express Scripts, исключили ЛП из своих перечней в пользу других, более дешевых средств.
 
Другой пример - цена на средство для лечения гепатита C Sovaldi (Gilead Sciences) так напугала частные компании медицинского страхования и правительственные структуры, что было принято решение назначать его только в исключительных случаях самым тяжелобольным пациентам, по крайней мере, до появления на рынке новых препаратов, чтобы можно было снизить цену на Sovaldi.
 
На решение фармкомпаний о повышении цен влияют разные факторы. Эта мера применяется для компенсации последствий снижения продаж других препаратов в результате патентного обвала. Более того, такой прием позволяет получить максимально возможную прибыль от продажи продукта до окончания срока его патентной защиты или просто повысить доходы при определенных условиях. Например, в 2013 г. расходы на лекарства в США сократились на несколько процентных пунктов. На фоне этого Novo Nordisk, Sanofi и ряд других компаний повысили цены на некоторые ЛП.
 
Согласно выводам экспертов, наибольший рост цен переживают специализированные средства. Один из примеров - препарат для лечения нарколепсии Xyrem компании Jazz Pharmaceuticals. С 2007 г. его цена в США выросла на 841% (!) (табл.). На долю этого продукта приходится более половины общего оборота компании, которая постоянно поддерживала уровень продаж за счет повышения цены. Так, в 2014 г. одна дозировка Xyrem 1 мл стоит 19,4 долл. против 2,04 долл. в 2007 г. В 2013 г. объем продаж препарата вырос на 12%, цена - почти на треть.
 
Интересен факт, что в десятке лекарств, чья цена отличается максимальными темпами роста, присутствуют два противодиабетических средства - Humulin компании Eli Lilly (2-е место) и Lantus от Sanofi (7-е место). Цены на эти препараты с 2007 г. до настоящего времени выросли на 354 и 160% соответственно.
 
Humulin - биотехнологический препарат. Ему не грозит прямая дженериковая конкуренция, несмотря на то что срок патентной защиты ЛП истек около 14 лет назад. Однако в 2012 г. другие факторы оказали негативное влияние на его продажи, основным из которых является снижение объема рынка человеческих инсулинов.
 
Благодаря повышению цены в 2012 г. объем продаж Humulin в США вырос на 1%, а в 2013 г. - уже на 14%. На этом фоне общий мировой показатель по препарату в 2013 г. увеличился на 6%, невзирая на снижение спроса в Америке и колебания валютных курсов. Кроме того, рост цен на Humulin и другие препараты позволяет Eli Lilly легче переносить потерю патентной защиты на ряд лекарств, в т.ч. Zyprexa и Cymbalta.
 
Lantus является мировым лидером по объему продаж среди противодиа- бетических средств, и Sanofi принимает все меры для удержания этого почетного места. Снижение расходов на лекарственные препараты в США позволило французской компании и другим производителям повысить цены на самые востребованные продукты. В апреле 2013 г. флакон Lantus в дозировке 100 мл производитель оценил на 14,9% дороже по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. - в 16,64 долл. за 1 мл, шприц-ручку Lantus SoloSTAR - на 9,9%, или до 18,38 долл. за 1 мл. В августе 2013 г. последовал еще один скачок, к концу прошлого года флакон Lantus стоил 22,95 долл. за 1 мл.
 
Непростая ситуация сложилась в отношении препарата Copaxone компании Teva. Апелляционный суд США принял решение, согласно которому срок действия его патента сокращается на 18 месяцев - с сентября 2015 г. до мая 2014 г. Teva подала заявку об обжаловании решения в Верховный суд, который согласился рассмотреть дело. Слушания же начнутся не раньше октября 2014 г. Пока неизвестно, рискнут ли дженериковые компании начать выпуск аналогов до окончательного решения Верховного суда.
 
Тем временем Teva пытается выжать из Copaxone все возможное. С 2007 г. цена на препарат выросла на 157%. Кроме того, производитель принимает меры по переводу пациентов на новую форму ЛП пролонгированного действия.
 
Растут цены и на препараты "общего пользования". Пример - гипотензивное средство Benicar компании Daiichi Sankyo. С 2007 г. цена на этот продукт поднялась на 164%. Срок действия патента на лекарство истекает только в 2016 г., однако производители дженериков уже заявили о готовности вывести на рынки свою продукцию раньше положенного срока.
 
Daiichi Sankyo ежегодно повышает цену на препарат, вероятно, предчувствуя грядущий патентный обвал. Не исключено, что компания испытывает давление со стороны многочисленных дженериков других блокаторов рецепторов ангиотензина. Цена на Benicar выросла с 2,25 долл. за таблетку в 2007 г. до 5,95 долл. в настоящее время.

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр