Около 30% российских компаний не планируют создавать корпоративные венчурные фонды - эксперты

Print 16 Декабря 2014
Интерфакс

Москва. 11 декабря. ИНТЕРФАКС - Доля российских компаний (средних и крупных - ИФ), которые не планируют создавать корпоративные венчурные фонды (КВФ), в 2014 году выросла до 29% с 19% годом ранее, говорится в материалах исследования ОАО "Российская венчурная компания" ( РВК), подготовленного НП "Клуб директоров по науке и инновациям".

В исследовании отмечается, что в настоящее время свои КВФ имеют около 5% российских компаний, еще 13% компаний разрабатывают проект создания такого (либо планируют вступление в другой фонд), а 10% проявляют интерес к созданию КВФ.

В то же время среди частных компаний доля компаний, не планирующих работать с КВФ, достигает 60%. Еще около 30% частных компаний проявляют тот или иной интерес к созданию КВФ.

Среди компаний с госучастием 22% предприятий не планирует создавать КВФ, 13% интересуются такой формой инвестирования инноваций, 22% - разрабатывают проекты создания корпоративных фондов, а 9% находятся в процессе создания КВФ.

По данным исследователей, объем корпоративных венчурных фондов не претерпел изменений за последние два года. Около 50% КВФ имеют объем до 1 млрд рублей, 25% - 1- 2 млрд рублей, 25% - 3- 6 млрд рублей.

Основным источником финансирования КВФ остаются собственные средства компаний - 75% компаний, значительная часть которых планирует привлекать средства институтов развития при создании своих фондов.

Основными целями создания КВФ российские компании называют коммерциализацию научно-технического задела (73%) и решение проблем компании за счет внешних ресурсов (64%).

К основным препятствиям использования формата КВФ для ведения венчурной деятельности в России исследователи относят непонимание преимуществ КВФ перед существующими подразделениями, отсутствие необходимости в создании КВФ, по мнению собственников, и непонимание специфики деятельности КВФ со стороны контрольных и правоохранительных органов

Причем, если для государственных компаний наиболее значимыми барьерами являются позиция собственников и непонимание со стороны контрольных органов, то для частных компаний - непонимание преимуществ КВФ и недостаток соответствующих специалистов.

"В целом негативное влияние контрольных органов на практику создания КВФ усиливается год от года, - отмечается в исследовании. - Также с 10% до 48% выросло число компаний, которые видят барьер в отсутствии подходящих инновационных проектов для корпоративных венчурных инвестиций".

В мире за первое полугодие 2014 года объем инвестиций в КВФ вырос до $7 млрд с $3,2 млрд в первом полугодии 2013 года. По данным экспертов, в 2013 году на долю корпоративных венчурных фондов приходилось 0,7% от общего объема российского рынка венчурных инвестиций - $4,4 млн из $653 млн.

В 2014 году в России собственные КВФ создали всего четыре компании - "Ростелеком", Softline (посевной фонд организован совместно с РВК), Осеan Group и Ingate. Помимо этого, активно работают фонды Softline 1, РПКБ, SBT Venture, QIWI Venture, GS Venture, Leta Capital, Orange Venture Capital, "Барс Венчерз", "LIFE.Среда", "Синергия Инновации".

По оценке экспертов, около 62% компаний ведут венчурную деятельность в том или ином виде. "В основном эти компании используют инструменты корпоративных венчурных инвестиций в инициативном порядке, так как механизмов для подобной работы не создано, хотя формально они зафиксированы в регламентирующих документах, - отмечается в исследовании. - Наиболее популярными инструментами венчурных инвестиций является поддержка высокотехнологичных стартапов через свой или внешний технопарк, бизнес-инкубатор, акселератор. Однако в настоящее время такая поддержка носит преимущественно нефинансовый характер".

Также исследователи считают, что у компаний растет интерес к венчурной деятельности, но при этом они намерены использовать менее затратные по сравнению с КВФ инструменты корпоративного венчурного инвестирования. Так, около 30% компаний планируют в ближайшее время финансировать высокотехнологичные стартапы, 20% - оказывать проектам нефинансовую поддержку, проводить внутренние конкурсы инновационных проектов и создавать спин-оффы.

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр