Кризис? Какой кризис?

Print 19 Февраля 2015
Юлия Пескова, Фармацевтический вестник

Российский фармбизнес не впервые сталкивается с кризисной ситуацией на рынке и полагает, что трагедии нет

В достаточно сложной геополитической обстановке проходит 15-й Юбилейный конкурс "Платиновая унция 2014". Мы поинтересовались у специалистов, входящих в состав Экспертного совета конкурса, как они оценивают итоги прошлого года для фармацевтического рынка России, с какими вызовами им пришлось столкнуться и что ждет отрасль сегодня?

По словам Дениса Патрашева, генерального директора компании

"Галдерма" по России и СНГ, являющейся официальным спонсором конкурса "Платиновая унция", 2014 г. оказался непростым для фармацевтической отрасли. "На сегодняшний день еще нет аналитики по рынку в целом, но, безусловно, мы увидим, что прогнозы экспертов, опубликованные в начале прошлого года, окажутся слишком оптимистичными, - сказал Денис Патрашев. - Хотя радует тот факт, что, несмотря на замедление роста рынка в деньгах, он сохраняет свой рост в упаковках. Обострилась борьба за потребителя, на фоне которой компании, предлагающие по-настоящему эффективные препараты, активно работающие со всеми сегментами рынка - дистрибьюторами, аптеками и потребителями, получили возможность доказать свое превосходство над остальными игроками. Компания "Галдерма" работает в розничном сегменте рынка, поэтому в меньшей степени ощущает кризис в государственном и госпитальном сегментах. Мы продолжаем уверенный рост (более 30% по отношению к 2013 г.) и будем делать все, чтобы он сохранился и в 2015 г.".

Денис Патрашев сообщил, что в китайском языке нет иероглифа, обозначающего слово "кризис". "Это слово состоит из двух иероглифов, первый - "опасность", а второй - "возможность", - пояснил он. - Наступивший год, безусловно, таит в себе определенные опасности - это ускорение инфляции, снижение покупательной способности населения, проблемы финансирования, снижение доступности заемных средств. Шапкозакидательского настроения быть не должно, нужно четко мониторировать все происходящее. Но я бы больший упор сделал именно на второй иероглиф - "возможность".

Компании, которые не побоятся продолжить активную работу и обеспечат должный уровень инвестиций, имеют шанс добиться многого. Это не первый кризис для нас, и прошедшие 1998-й и 2009 гг. подтвердили правильность этой стратегии".

Такого же мнения придерживается и глава представительства компании "Босналек" в России Илья Винер. "Мы переживаем не первый кризис, - говорит он. - Многие прекрасно помнят ситуацию на рынке в 1998 г., казавшуюся тогда катастрофической, учитывая дефолт по гособязательствам, колоссальное падение курса рубля, паралич поставок из-за прекратившихся на несколько месяцев платежей от дистрибьюторов и ощущение полной неопределенности. Еще свежи воспоминания о кризисе 2008 г. Несомненно, он был мягче, но, тем не менее, многие участники фармрынка столкнулись с проблемой задержки оплат и неплатежей, снизилось потребление, рынок в целом "просел" в 2009 г. приблизительно на 15% в долларовом эквиваленте, хотя и показал рост в рублях. Затем ситуация вновь стабилизировалась, и рынок стал расти привычными для нас темпами, компенсируя потери кризисного периода. Думаю, что и сейчас сверхдраматичного сценария не будет. Нас ждет уменьшение объема рынка в валютном эквиваленте. Причины этого очевидны: негативная динамика курса рубля и определенное снижение потребления лекарственных средств и парафармацевтической продукции в силу падения доходов и покупательной способности населения. Основные проблемы, с которыми столкнутся участники рынка, - это снижение потребления, уменьшение емкости рынка, замораживание инвестиций, возрастание просрочек платежей, возможные банкротства. Производители, в первую очередь иностранные, могут понести убытки, связанные с курсовыми колебаниями валют. Дистрибьюторы испытают усиление долговой нагрузки и снижение темпов продаж и прибыли. Розничная торговля столкнется с падением оборота и рентабельности".

Но ничего фатального в этом нет, уверен Илья Винер: "За последние десятилетия рынок научился приспосабливаться к реалиям, были апробированы временем различные меры борьбы с негативными тенденциями и их последствиями. Как говорят китайцы, кризис - это возможности. Возможности для производителей - получить долю рынка, закрепиться в своей нише за счет разумной маркетинговой и ценовой политики. Всем придется экономить, и этот тренд на оптимизацию затрат позволит в перспективе, когда ситуация стабилизируется и рынок начнет расти, увеличить доходность бизнеса".

Довольно оптимистично воспринимает ситуацию на фармрынке и руководитель коммерческого отдела компании "Астеллас Фарма" Ирина Бураченко: "Итоги года мы оцениваем положительно, особенно учитывая, что в первой половине года курс был достаточно стабилен и рынок развивался нормально. Показатели конца года, конечно, нарушили картину, но в целом рост сохранился. И вообще, рост рынка порядка 10% в национальной валюте - это хороший показатель, далеко не все страны достигают его. Что касается нашей компании, мы показываем стабильный рост в упаковках, превышающий рост рынка, и это радует. В отличие от продаж в евро, в которых составлен наш бюджет как одного из европейских подразделений компании".

В целом мнения экспертов говорят о том, что ситуация в фармотрасли не катастрофическая. Все участники фармрынка надеются успешно справиться с возникшими проблемами и минимизировать негативные последствия экономической обстановки в стране. Конкурс "Платиновая унция", который завершится в апреле 2015 г., даст возможность еще раз обсудить актуальные темы, касающиеся текущего состояния фармотрасли, наметить новые пути и перспективы ее развития. И, конечно, наградить лучших специалистов: дистрибьюторов, российских и зарубежных производителей лекарств, лучшие аптечные сети и самые заметные бренды. О том, кто вошел в число претендентов на победу в основных номинациях конкурса, читайте в следующем номере "ФВ".

10% в национальной валюте - это хороший показатель, далеко не все страны достигают его"; Илья Винер: "Всем придется экономить, и этот тренд на оптимизацию затрат позволит в перспективе, когда ситуация стабилизируется и рынок начнет расти, увеличить доходность бизнеса.

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр