Непотопляемые

Print 01 Апреля 2015
Илья Дугин, Фармацевтический вестник

Аналитики определили TOP15 фармацевтических компаний по мировому объему продаж в 2014 году.

В отличие от рейтингов более ранних лет, эксперты расширили рейтинг 2014 г. до 15 компаний с объемом продаж не ниже 15 млрд. долл., чтобы показать динамику развития ряда участников мирового фармрынка (табл.).

Среди верхушки TOP15 компаний изменений не произошло. Johnson&Johnson, Novartis, Roche и Pfizer входят в число лидеров в подобных рейтингах уже на протяжении нескольких лет, хотя и на разных позициях.

Убрали всех Необходимо отметить, что в случае с Johnson&Johnson и Bayer приведены показатели общего объема продаж компаний, а не их фармподразделений. В 2014 г. объем продаж фармбизнеса Johnson&Johnson составил 32,3 млрд. долл., что также обеспечивает компании место в десятке, но не на лидирующей позиции.

Успеху фармподразделения Johnson&Johnson способствовали продажи новых продуктов, в частности препарата для лечения рака предстательной железы Zytiga и антикоагулянта Xarelto. Как заявил аналитикам на телеконференции исполнительный директор Johnson&Johnson Алекс Горски, темп роста продаж лекарственных препаратов компании превышает показатели любой другой фирмы.

Продажи фармподразделения Bayer составили 12,1 млрд. евро (13,29 млрд. долл. по курсу Forex на 24.03.2015 г.). По этому показателю компания не входит даже в TOP15.

Знаковое изменение произошло в конце "десятки". Впервые в истории исследований FiercePharma биотехнологическая компания (Gilead Sciences) потеснила крупную фармкомпанию (Eli Lilly), отодвинув ее с 10-го места даже не на 11-ю, а на 14-ю строчку. Благодаря лончу инновационного препарата для лечения гепатита C Sovaldi в 2014 г. объем продаж Gilead вырос более чем вдвое - с 10,8 млрд. долл. до 24,47 млрд. долл.

Gilead - не единственная биотехнологическая компания, попавшая в TOP15 в 2014 г. В рейтинг вошли также Amgen и AbbVie (12-е и 13-е места соответственно).

Среди других TOP15 компаний также неизменные Sanofi, Merck&Co. и AstraZeneca.

Novartis серьезно пострадал в 2014 г. от последствий патентного обвала и практически не показал роста объема продаж. Так, продажи гипотензивного препарата Diovan в результате дженериковой конкуренции упали с 3,5 млрд. долл. до 2,3 млрд. долл. Однако Novartis выстоял за счет новых препаратов, в частности средства для лечения рассеянного склероза Gilenya и противоопухолевых препаратов Tasigna и Afinitor. Кроме того, свою лепту в успех компании внесли подразделения Alcon и Sandoz.

Показатель продаж Roche также практически не изменился по сравнению с 2013 г. Компания традиционно наращивает продажи противоопухолевых препаратов, как новых, так и уже зарекомендовавших себя на рынке. В 2014 г. объем продаж препаратов для лечения ХЕР2-позитивного рака молочной железы Herceptin, Perjeta и Kadcyla увеличился на 20% на фоне роста мирового спроса. Кроме того, были расширены показания к применению ряда других препаратов Roche, в частности Avastin.

Облом сделки Для Pfizer 2014 г. прошел под знаком неудавшейся сделки по приобретению AstraZeneca за 117 млрд. долл. После того как потенциальная сделка окончательно провалилась, Pfizer начал поиск других объектов для приобретения.

Pfizer удержался в лидирующей группе благодаря новым препаратам, в т.ч. антикоагулянту Eliquis. Кроме того, компания осуществила по соглашению с AstraZeneca лонч безрецептурного аналога препарата Nexium.

Большое значение для Pfizer имеет вакцинное направление. В 2014 г. компания купила портфель находящихся на рынке вакцин у Baxter.

Для Sanofi прошедший год ознаменован отставкой исполнительного директора Криса Виебахера и назначением на пост главы компании Оливье Брандикура. Sanofi продолжает делать ставку на противодиабетические препараты. Большой вклад в развитие компании вносит ее подразделение Genzyme, специализирующееся на разработке лекарственных препаратов для лечения редких заболеваний.

Примечательно возвращение в TOP15 компании Bristol-Myers Squibb, занявшей последнее, 15-е место.

Не менее важно первое появление в рейтинге производителя дженериков, а именно израильской Teva с объемом продаж 20,27 млрд. долл. в 2014 г.

Без склероза По единодушному мнению аналитиков, в рейтинге 2015 г. ожидаются значительные изменения. Так, Bristol-Myers Squibb в текущем году теряет патентную защиту на нейролептик Abilify, а Teva, столкнувшись с дженериковой конкуренцией в отношении препарата для лечения рассеянного склероза Copaxone, рискует вновь остаться без места в рейтинге. Но самые значимые изменения коснутся компаний GlaxoSmithKline и Novartis, недавно завершивших сделку по обмену активами. По условиям этой сделки, Novartis получает онкобизнес GSK, а той, в свою очередь, достается вакцинный бизнес Novartis (кроме противогриппозных вакцин). Кроме того, компании договорились о создании совместного предприятия по производству безрецептурной фармпродукции.

Кроме изменений, касающихся постоянных участников рейтинга, в 2015 г. ожидаются новые "поступления", в т.ч. компания Actavis, объявившая о приобретении Allergan за 66 млрд. долл. Если сделка завершится успешно, Actavis, который примет название Allergan, войдет в TOP10 с объемом продаж более 25 млрд. долл.

По материалам FiercePharma

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр