Среди ориентированных на потребителя отраслей среднего бизнеса лидируют фармацевты

Print 26 Марта 2013
Анна Королева, Эксперт

Как говорится в исследовании «Эксперт РА», лидером среди ориентированных на потребителя отраслей среднего бизнеса являются фармацевтические компании. Так, первую строку рейтинга, составленного рейтинговым агентством, заняла компания «Биокад», на третьей позиции, уступив мебельной компании «Леером», находится НПФ «Материа медика холдинг», на четвертом – НТФФ «Полисан». Шестую и седьмую строки также занимают компании данного сектора: «Ферон» и «Ниармедик плюс».

«Как видно из сводного рейтинга, ровно половину в топ-10 по комплексной эффективности заняли представители фармацевтической отрасли. Такой результат неудивителен – он прямо коррелирует показателями по динамике выручки участников отраслевых шорт-листов», ­­– отмечает руководитель отдела промышленной политики рейтингового агентства «Эксперт РА» Федор Жердев. По словам эксперта, среди представителей других отраслей в рейтинге комплексной эффективности выделяются компании по производству мебели и по тепличному растениеводству (обе отрасли «делегировали» в сводный рейтинг по две компании). Это также объяснимо: мебельщики – лидеры по совокупной выручке. А растениеводство сейчас находится на очевидном подъеме, одной из причин которого выступает не только растущий потребительский спрос, но и внимание к отрасли со стороны государства, что, как можно предполагать, выступает дополнительным стимулом инвестиций со стороны частного бизнеса.

В целом, как показали итоги исследования, подавляющее большинство участников рейтинга демонстрируют положительную динамику выручки и более-менее стабильную прибыль. В то же время для каждой из этих отраслей характерен определенный набор рисков. Объединяющим фактором для всех участников были и остаются неясные перспективы рынков после вступления России в ВТО. Тем не менее, констатируют в «Эксперт РА», все эти отрасли уже пережили первый этап консолидации, связанный с приходом крупного, в том числе иностранного, капитала, и в ближайшее время в отношении большинства участников следует ожидать сохранения статус-кво.

С приходом ВТО спрогнозировать привлекательность какого-то определенного сектора достаточно трудно, соглашается председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин. В конечном счете решать потребителю, какой продукт выбирать. Но фармацевтика однозначно будет показывать только положительную динамику. Страна стареет, пенсионеров становится больше, ухудшается экологическая ситуация теперь не только в крупных городах, но и в провинции (это связано с открытием на их территории неэкологичных производств), растет число людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, количество инфарктов и инсультов увеличивается. Российская фармацевтическая отрасль достаточно конкурентна, цена на отечественные препараты порой ниже в два-три раза. Кроме того, в сознании людей пенсионного и предпенсионного возраста есть четкое убеждение в высоком качестве наших лекарств.

Фармацевтика должна быть ориентирована на потребителя, иначе товар не будет продаваться вовсе, добавляет аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина. Если в случае с одеждой своего потребителя она все равно найдет, так как вкусы и ценовые предпочтения людей разнятся, то в случае с фармацевтикой необходимая субстанция либо подходит по качеству, либо нет, это гораздо менее индивидуально. Поэтому фармацевты гораздо больше контактируют со своими потребителями, чтобы удовлетворить их нужды. Кроме того, лекарственные препараты требуют больше заботы, например, определенных условий доставки и хранения, соответственно, компания, которая будет соблюдать эти условия лучше, безусловно станет для потребителя приоритетной. Что касается перспектив, то, полагает эксперт, отрасль будет консолидироваться, компании – укрупняться, так как для соответствия всем стандартам необходимы достаточно большие вложения.

Отдельно, продолжает Терехин, стоит действительно обратить внимание на развитие тепличного хозяйства. В России эта сфера стала развиваться относительно недавно, потребитель еще только привыкает видеть зимой на прилавках отечественные огурцы. Такая продукция, особенно из регионов, экологически чистая и обладает хорошими вкусовыми качествами, поэтому покупатель, выбирая, остановится на отечественном продукте. Российское тепличное хозяйство найдет своего потребителя и на зарубежном рынке благодаря своей экологичности, поэтому данная отрасль также будет одной из привлекательных, тем более в прошлые годы она имела достаточно сильную поддержку со стороны государства и за это время многие производители уверенно встали на ноги.

При этом спорным остается вопрос с производством мясопродуктов и мебели, так как зарубежные компании имеют здесь больше преимуществ. Технологии производства и переработки мясопродуктов за рубежом ушли вперед, их маркетинговые кампании и признание во всем мире также являются плюсом, ну и, конечно, цены на такую продукцию чаще всего ниже, чем у отечественного производителя. То же самое можно сказать и о производстве мебели. Если потребителю нужно выбирать между продуктом одного ценового сегмента и одинакового качества, его выбор, скорее всего, упадет на продукт импортного производства, так как в большинстве случаев, если последний и не обладает более высоким качеством, то внешне выглядит привлекательнее.

В целом же итоги рейтинга выглядят очень логично: лидируют отрасли, которые очень тесно работают с потребителем, и те, кто еще не испытал масштабный передел рынка, говорит экономический обозреватель независимого форума Et-Trade Антон Голицын. К тому же результаты рейтинга свидетельствуют о конкурентоспособности российского бизнеса, продолжает партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Потребитель чаще обращает внимание на надпись «сделано в России», и это является сигналом того, что продукт стоит купить, теперь это своеобразный бренд, говорящий о качестве приобретаемого. Российский средний бизнес будет успешным в случае «уникальности» продукта, а это его экологичность и востребованность.

Источник

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр