Эксперты разошлись в оценке основных трендов развития рынка

Print 10 Июня 2015
Елена Мекшун / Фармацевтический вестник

Различные факторы влияют на российскую экономику, и фармрынок рынок не исключение, отметил генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк, выступая 4 июня с докладом на очередном заседании Российской ассоциации фармацевтического маркетинга «Где же кризис?».

По его словам, говорить о цифрах сейчас достаточно сложно, «спасает» длительная волатильность рынка: «За последние 5 лет мы видим практически не меняющиеся темпы роста — в среднем 12%, только в прошлом году — 10%».
В январе-апреле текущего года, по данным эксперта, рынок продемонстрировал «достаточно хорошие показатели», несмотря на прогнозируемые ранее 12% прироста за весь 2015 год, за первые 4 месяца рынок прибавил 23% в рублях, 1,8% — в упаковках. Причина роста – высокая заболеваемость и рост цен.

По прошествии первых четырех месяцев 2015 года, отличающихся подъемом, рынок испытает традиционный летний спад, отметил г-н Шуляк.  «Если говорить о ценах, то мы видели подъем в 1 квартале, снижение на 1% индекса цен в апреле. В мае цены снова начали ползти вверх, — плюс 0,4%. Я думаю, летом мы увидим некоторую заморозку индекса цен, потому что потребление препаратов будет падать, и аптеки и дистрибьюторы будут бороться за своего потребителя и сдержат цены, чтобы как-то поддержать оборот», — рассказал эксперт.

Инфляция на препараты из списка ЖНВЛП, по его словам, составила в прошлом году 6,6%, на не входящие в перечень — 15,8%.

Сергей Шуляк поделился прогнозом компании DSM Group, согласно которому рост рынка в рублях составит 12-15%, в долларах падение 18% при расчетном курсе 52 руб. за доллар. В долларах объем фармацевтического рынка может вернуться на уровень 2010 года.

Генеральный директор «IMS Health Россия и СНГ» Николай Демидов перед началом своего выступления отметил, что тренды его компании значительно расходятся с трендами DSM Group.

«После трех месяцев достаточно серьезной нервотрепки и неопределенности с начала апреля мы получили некую передышку в виду укрепления рубля и попытки стабилизации», — заметил эксперт.

По данным IMS Health , за первые четыре месяца этого года рынок вырос на 10%, при этом в долларах рынок упал на 36%, в евро — на 21%. Для расчетов были использованы среднемесячный взвешенный курс. «В то время как DSM Group отмечает рост  закупок ЛП со стороны аптек, по данным IMS Health  эти закупки заметно снизились и снижались все четыре месяца», — отметил г-н Демидов.

По данным IMS Health, объем рынка в госпитальном секторе снизился на 3% в денежном выражении, на 1% — в упаковках. «Впервые за четыре года безрецептурный сектор вырос почти на 11%, при чем он рос немного быстрее, чем рецептурный. БАД росли всего лишь на 6%, что является, на наш взгляд, небольшим сигналом о том, что в потреблении лекарственных препаратов что-то не так. Раньше они росли быстрее», — пояснил аналитик.

Абсолютным драйвером роста, по словам г-на Демидова, стала инфляционная составляющая, в то время как нивелирован фактор переключения потребителя на более дорогие препараты, который ранее был более значительным для розничного сегмента.

«На протяжении четырех месяцев рынок показывал худшую динамику в сравнении с прошлым годом. Только в феврале было небольшое восстановление — даже удалось достигнуть показателя 2014 года», — уточнил эксперт.

Николай Демидов пояснил, что в сложившейся ситуации происходит постоянный пересмотр стратегий компаний и соответствующий оперативный пересмотр бюджетов. Консалтинговые компании отмечают значительный интерес игроков рынка к подходам,  позволяющим рассчитать медленный эффект от вложений в рекламу.  Ключевым для многих компаний маркетинговым инструментом, по его словам, является управление ценой. «Если препараты компании не входят в список ЖНВЛП, то для них ограничением будет эластичность спроса.  Производители проявляют интерес к вопросу, как измерить эластичность спроса, чтобы понять, как  победить эластичность, если максимально повысить цены без потери доли рынка и темпов роста», — рассказал Николай Демидов.

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

  • НоваМедика начала строительство фармацевтического завода в Калужской области

    НоваМедика начала строительство фармацевтического завода в Калужской области

    Российская фармацевтическая компания «НоваМедика», портфельная компания Роснано, объявляет о старте строительства завода по производству стерильных инъекционных препаратов в рамках своей долгосрочной стратегии по локализации в России инновационных лекарственных препаратов и технологий их разработки и производства. Завод будет построен на территории индустриального парка «Ворсино» в Калужской области.

Перейти в медиа-центр