Политика государства, направленная на поддержку российских производителей ЛС, оказывает большое влияние на развитие рынка труда в фармсекторе, считает Ольга Аникина. При поддержке государства в отрасли запускаются амбициозные проекты, в т.ч. по производству инновационных продуктов.
Развивается сотрудничество с производственными площадками в Европе, США, Индии, Азии. "Большой прирост открытых позиций появился именно за счет стартап-компаний, которые подбирают команду с нуля, - говорит эксперт. - На рынке есть немало интересных позиций, как для топ-менеджеров, таки для управленцев среднего звена, а также специалистов в области R&D, клинических исследований, регистрации ЛС. Продолжает усиливаться тенденция по локализации производства в России западных компаний. Как следствие, появляется все больше производственных позиций".
Согласно данным Cornerstone, наибольший прирост вакансий наблюдается в коммерческом сегменте рынка лекарств, средний показатель роста здесь составляет до 20% в год. Особенно яркую динамику можно выделить на направлениях: женское и мужское здоровье, ОТС-сегмент и БАД. На рынок выводится много новых продуктов, под которые формируются команды, включающие продактменеджеров, медицинских советников, КАМов.
Также появилось много позиций в трейд маркетинге. Сейчас, как никогда, важна роль посредников, поэтому активно привлекаются специалисты из FMCG -рынка.
По наблюдениям Валерии Бабченко, для многих компаний ОТС-направление является сегодня одним из приоритетных. "При продвижении препарата ставка делается на аптечные сети, особенно местные. Многие компании расширяют штат медпредставителей, специализирующихся на продвижении безрецептурных препаратов, - постоянно появляются новые ставки, как в Москве, таки в регионах. Примечательно, что после введения ограничений на визиты к врачам значительная часть представителей, имеющих опыт работы в Rх-направлении, начинали искать работу в ОТС-сегменте. Правда, такая тенденция все же была более заметна в 2012 г.
Сейчас на рынке одинаково востребованы вакансии как в Rх-, так и в ОТС-сегменте".
Еще одно направление, которое активно расширяется - market access.
Бюджетные программы лекарственного обеспечения занимают значительную долю в продажах препаратов, и все больше фармкомпаний видят потенциал для развития в данном направлении. В скором времени планируется открытие отделов market access в регионах", - комментирует Валерия Бобченко.
По ее словам, компании ищут специалистов как на федеральном, так и на региональном уровне, которые бы, во-первых, хорошо знали рынок и ключевых лиц, принимающих решение. Во-вторых, владели аналитическими инструментами и могли найти новые ниши для продвижения продукции.
Как правило, для специалистов market access обучение внутри компаний не предусмотрено. Поэтому предпочтение отдается "готовым" кандидатам с рынка с опытом работы, знанием ключевых клиентов и т.д.
Зарплаты
По словам Ольги Аникиной, рост зарплат на фармрынке за год составляет в среднем 8 - 12%. "Компенсации специалистов состоят из фиксированного оклада, бонусной составляющей, а также весомого пакета социальных гарантий. На размер компенсации влияет ряд факторов: в какой компании работает сотрудник (западной или российской), размер организации (крупная, средняя или малая), задачи, которые стоят перед специалистом".
По данным исследования кадрового агентства "КАУС-Медицина", средний уровень зарплат директора производства на фармпредприятиях в 2012 г. составлял 105 тыс.руб. Диапазон зарплат колебался от 60 тыс. до 150 тыс. руб. Как поясняет консультант по подбору персонала "КАУС-Медицина" Наталья Сальникова, размер зарплаты директора производства зависит от масштабов предприятия, инновационности и сложности производимых препаратов. Доход складывается из фиксированного оклада и бонусов по итогам работы
(годовые, квартальные).
Средняя зарплата директора по качеству составляет 104,5 тыс. руб. Зарплата, как правило, состоит из оклада и зависит от размеров производства, компании (российская или иностранная).
Средний уровень зарплат технологов в 2012 г. составлял 57, 5 тыс. руб. Зарплата состоит из оклада и определяется прежде всего уровнем компании и опытом специалиста.
"Основные требования к кандидатам на позицию технолога: высшее химическое, фармацевтическое, биологическое или био-технологическое образование, опыт работы по специальности от 1 года до 3 лет, знание нормативных документов по производству, технологий производства ЛС, - комментирует Наталья Сальникова. - Как правило, работодатели приглашают на работу технологов, имеющих опыт на производстве готовых лекарственных форм и знающих технологии и стандарты определенных участков производства, например, производство ампульной продукции или твердых ГЛС. На эту позицию многие фармпроизводители берут кандидатов без опыта работы".
По словам эксперта, средняя зарплата химиков-аналитиков - 46,5 тыс.руб.
Зарплата формируется из окладной части и зависит от уровня компании, опыта специалиста. "Требования, предъявляемые к кандидатам, как правило, следующие:
высшее фармацевтическое или химическое образование, опыт работы в аналитической лаборатории на производстве или в научном центре, владение методиками анализа готовых лекарственных форм и опыт их адаптации, владение ПК. Многие компании принимают на данную позицию кандидатов без опыта работы", - отмечает Наталья Сальникова.
Соцпакет
Во многих фармкомпаниях, как западных, так и российских, соцпакет является сейчас стандартным приложением к зарплате. Как отмечает консультант по подбору персонала компании "АНКОР Медицина и фармация" Елена Сидоренко, молодые кандидаты, начинающие карьеру в фармбизнесе, выбирая позицию медпредставителя, сразу рассчитывают на такие обязательные составляющие соцпакета, как оплата мобильной связи и затрат на Интернет, дополнительное медицинское страхование, ноутбук, корпоративный автомобиль. Также эти кандидаты рассчитывают получить обучение за счет компании.
По словам эксперта, у кандидатов старше 28 лет, уже имеющих опыт работы и строящих карьеру именно в отделах продаж, часто сохраняется весь прежний список пожеланий к предоставляемым социальным благам. К этому списку добавляются такие пункты, как ДМС для нескольких членов семьи, оплата курсов английского языка, компенсация фитнеса, питания. Растет уровень требований к качеству корпоративного автомобиля - соискатели обращают внимание на марку авто, систему безопасности, наличие автоматической коробки передач.
"Для зрелой и профессионально опытной аудитории чаще всего имеет значение даже не конкретный пункт в соцпакете, а общая "состоятельность" компании, которая проявляется в широте списка предоставляемых благи средней по рынку зарплате", - указывает Елена Сидоренко.