Развивающиеся фармрынки: новые тенденции в стратегии проникновения крупнейших фармацевтических компаний

Print 10 Июня 2013
apteca.ua

В настоящее время рост рынков развитых стран замедлился, а в некоторых из них прослеживается убыль (США и крупнейшие фармрынки стран ЕС). Сегодня драйверами мирового фармрынка являются развивающиеся рынки, которые в ближайшие годы, по прогнозам, продемонстрируют двухзначные темпы прироста. Огромным потенциалом для роста обладают рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, стран БРИК ( Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), а также Латинской Америки.

Развивающиеся фармрынки отличаются от развитых не только уровнем насыщения лекарственными средствами, но и национальными и культурными особенностями по сравнению с европейскими странами. Так, потребители в странах с развивающимся фармрынком часто мало осведомлены о тех или иных заболеваниях и о препаратах, которые применяются для их лечения. Уровень образования и профессиональной подготовки врачей в развивающихся странах часто ниже, чем в развитых. Соответственно менее развита инфраструктура для предоставления медицинских услуг по сравнению с европейскими странами и США.

Сложности также связаны с государственной регуляторной политикой некоторых стран, направленной на поддержку отечественной фармацевтической промышленности. Так, в Китае с 2011 г. 4 раза принималось решение о снижении цен на некоторые препараты (последнее — в феврале 2013 г.). А в Индии принято решение о прекращении выдачи лицензий на производство/реализацию лекарственных средств под зарегистрированным патентованным наименованием с целью увеличения объема продаж генерических небрендированных препаратов.

Замедление темпов роста развитых фармрынков и значительный потенциал, которым обладают развивающиеся рынки, стали причинами смещения внимания фармацевтических компаний в сторону последних.

Однако завоевание развивающихся рынков оказалось не таким простым делом для крупнейших мировых фармацевтических компаний (Pfizer, Merck, Bristol-Myers, GlaxoSmithKline, Novartis).

По итогам 2012 г., объем продаж крупнейших международных компаний, входящих в состав Большой Фармы, в странах с развивающимся рынком увеличился лишь на 6% (темпы прироста снизились в 2 раза по сравнению с предыдущим годом). Это усугубило разрыв в приросте (growth gap), который начал формироваться еще в 2011 г., когда темпы развития мирового фармацевтического рынка стали превышать таковые для компаний Большой Фармы. Эффект усилился в 2012 г. в основном за счет истечения сроков патентной защиты многих оригинальных препаратов (так называемого патентного обрыва). По словам аналитиков компании «Ernst&Young», к 2015 г. разрыв в приросте составит около 100 млрд дол. Для того чтобы «догнать» мировой фармрынок и устранить образовавшийся разрыв, компании Большой Фармы должны будут превысить свой доход от продаж фармацевтической продукции на эту сумму в течение следующих 2 лет. В связи с этим фармацевтические компании пересмотрели свои стратегии на развивающихся рынках.

Исторически один из наиболее эффективных инструментов для освоения новых рынков (или увеличения своего присутствия на рынке) мировыми фармацевтическими компаниями — процесс слияния и поглощения. Завоевание развивающихся рынков не стало исключением. Однако, согласно докладу компании «Ernst&Young», в период 2006–2012 гг. эффективность этого инструмента для компаний Большой Фармы снизилась на 23%. В дальнейшем управление совместными предприятиями, образовавшимися в результате слияний, прольет свет на то, были ли эти слияния выигрышной стратегией. Тем не менее, в ближайшей перспективе фокус сместится в сторону взаимодействия с локальными компаниями (на основе партнерства).

По словам представителя международной химико-фармацевтической компании «Merck Serono» Дэвида Стерна (David Stern, Head of the Global Fertility Franchise), партнерские отношения с локальными компаниями позволяют извлечь пользу благодаря их знаниям местных особенностей. Д. Стерн также отметил, что, кроме партнерства, увеличению доли компаний на развивающихся фармрынках способствует политика, направленная на усовершенствование знаний врачей и пациентов в этих регионах касательно определенных болезней и их лечения при помощи сайтов и социальных медиа.

Несмотря на многие все еще существующие препятствия, компании Большой Фармы продолжают прилагать свои усилия с целью расширения своего присутствия на развивающихся рынках. К 2015 г. доля продаж в структуре мировых расходов на лекарственные средства в развивающихся странах, как ожидается, составит 28% . В то время как объем фармрынков США и Европы, вероятно, продолжит сокращаться.

По материалам www.ey.com; social.eyeforpharma.com
 
Источник

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр