Переосмысление модели блокбастеров

Print 10 Июня 2013
apteca.ua

Согласно традиционному определению блокбастер — это рецептурное брэндированное лекарственное средство, годовой объем продаж которого превышает 1 млрд дол. США.

1 млрд дол. был принят как рыночный ориентир, превышая который препарат может называться блокбастером.

Первым блокбастером стал препарат Зантак (Zantak) — в 1987 г. объем его продаж достиг 1 млрд дол., что по меркам того времени было небывалым успехом. Доля этого препарата в структуре мировых продаж лекарственных средств составила 0,74%.

С тех пор прошло 26 лет, и количество блокбастеров в мире заметно увеличилось. По итогам 2011 г. 116 препаратов входили в категорию блокбастеров. За последнее десятилетие количество таких препаратов увеличилось вдвое, как и объем их продаж, в 2000–2011 гг. увеличившись на 101%. При этом рыночный ориентир по-прежнему остается неизменным.

По мнению специалистов «IMS Health», в связи с развитием мирового фармрынка необходимо переосмыслить то, каким должен быть рыночный ориентир для определения препарата-блокбастера. В 1987 г. 1 млрд дол. составил 0,74% в структуре мировых продаж, в 2000 г. его доля составила 0,31%, а в 2011 г. — 0,12%. Таким образом, 1 млрд дол. в условиях сегодняшнего рынка является недостаточно высоким «порогом» для препаратов, претендующих на статус блокбастера.

Итак, объем продаж первого блокбастера составил 1 млрд дол. в 1987 г. Учитывая уровень инфляции, сегодня эта сума эквивалентна 1,75 млрд дол. Если относить к блокбастерам только те препараты, годовой объем продаж которых составляет 1,75 млрд дол. и выше, по итогам 2011 г. только 55 препаратов могли бы быть квалифицированы как блокбастеры (рисунок).

Если принять как новый ориентир долю в структуре мирового фармрынка, которая для первого блокбастера в 1987 г. составляла 0,74%, то к категории блокбастеров можно будет отнести только 9 препаратов, являющихся сегодня блокбастерами (см. рисунок): Липитор (Lipitor), Плавикс (Plavix), Серетид (Seretide), Нексиум (Nexium), Серокуэл (Seroquel), Крестор (Crestor), Энбрел (Enbrel), Ремикейд (Remicade), Хумира (Humira). Следует добавить, что к 2016 г. 6 из них потеряют патентную защиту. При таких условиях годовой объем продаж блокбастера должен будет составлять как минимум 6,3 млрд дол. 

По материалам www.fiercepharma.com; www.imshealth.com

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр