В Новосибирске научились распознавать и убивать стволовые раковые клетки

Print 22 Августа 2016
Marchmont Innovation News

Специалисты новосибирского Института цитологии и генетики СО РАН открыли универсальный маркер стволовых раковых клеток. Также ученым удалось разработать способ их уничтожения, что позволило вылечить экспериментальных мышей от двух форм злокачественных опухолей,  сообщает  портал «Наука в Сибири».

По словам кандидата биологических наук Евгении Долговой, если к стволовым инициирующим раковым клеткам добавить фрагменты ДНК, они их захватят. На этом принципе строится идея универсального маркера, полученного в Институте. Ученые вводят специфический флуорохромный краситель в ДНК-зонд, и принявшие его клетки в определенном спектре начинают светиться красным. Ученые полагают, что это открытие может стать настоящим прорывом в изучении малочисленной популяции клеток, являющихся первопричиной развития рака.

Ученые решили проверить, можно ли с помощью ДНК в комплекте с другими средствами приостановить рост опухоли. Как установили специалисты, фрагменты ДНК, попавшие в стволовую раковую клетку после воздействия химиотерапевтического препарата циклофосфана, мешают клетке в завершении репарационного процесса, и она впоследствии погибает.

В результате получилось полностью вылечить 50% лабораторных мышей, которые затем дали здоровое потомство. Таким же успешным стало воздействие разработанного терапевтического подхода на солидную форму этого канцера (когда опухоль перевивается в мышцу и растет как твердое новообразование).

В планах применение обнаруженного принципа уничтожения стволовых канцерогенных клеток на других типах злокачественных новообразований. Также ученые прорабатывают диагностическую методику мониторинга эффективности лечения рака яичника и желудка с использованием универсального маркера. Оценка количества стволовых клеток до начала лечения и после его завершения позволит максимально точно сказать: устранен ли недуг полностью или возможен рецидив.