Трудно быть богом

Print 15 Декабря 2016
Фармацевтический вестник

У фармацевтических компаний достаточно ограниченный набор инструментов для создания своего имиджа и репутации. Во-первых, это работа с пациентскими организациями. Здесь есть как серьезные благотворительные проекты — школы для пациентов, летний отдых для детей-инвалидов, так и масштабные единичные акции, приуроченные к какой-либо знаменательной дате. Во-вторых, это работа с профессиональным сообществом, которая, если говорить о врачах, ограничена законодательством. Вместе с тем, если смотреть на развитие репутации компании стратегически, есть еще одна амбициозная, но почетная возможность — участвовать в развитии фармацевтической отрасли. И здесь компании смотрят на тех, кто будет работать в индустрии завтра.

Социальный ассортимент

«Социально ответственный бизнес» — такая фраза встречается в каждом буклете уважающей себя компании. Казалось бы, это явление новой капиталистической экономики. На самом деле — это давно забытое старое. Дом культуры при заводе — самый простой пример. Потребность в социальных проектах велика, ведь «акулам» бизнеса необходимо показать человеческое лицо.

Дальнейшее развитие событий зависит, во-первых, от проектов, во-вторых, от людей, которые этими социальными проектами займутся. Сотрудники пиар-отделов рассказывают, что очень часто самые лучшие проекты обречены на постепенное вымирание. Например, наиболее целесообразно проводить какую-либо акцию, приуроченную ко Дню борьбы со СПИДом или с раком молочной железы. Цель таких проектов — информирование людей о конкретном заболевании, с тем чтобы они проверили свое здоровье и при необходимости начали лечение. А вот если компания организовывает какие-либо продолжительные профилактические акции (что-то наподобие автобуса здоровья и др.), то всегда существует риск затянутого окончания. В какой-то момент интерес к проекту теряется. И не потому, что он бесполезен, многим людям в стране это помогает.

Впрочем, это не означает, что автобусы здоровья прекратят свое существование. Компания выделяет бюджет на социальную политику, а ассортимент инструментов не так велик.

f72a2fdf1854373923b1268548b8ff99.pngВторая составляющая проектов — это люди. От того, как будут работать подразделения фармацевтических компаний, реализующие социальные проекты, будет зависеть их качество и продолжительность. От увлеченности и заинтересованности команды также будет зависеть насыщенность и качество социальной программы.

«Программе компании Pfizer «Больше, чем образование» в марте 2017 г. исполняется пять лет. Все эти годы наша команда делает все, чтобы поддерживать заданный формат, — говорит руководитель корпоративных программ Pfizer в России Елена Мухачева.

— А это не так-то просто. Программу довольно сложно координировать, поиск подходящих лекторов занимает длительное время. Эксперты приезжают к нам из США, Великобритании, Сингапура. При поиске лекторов мы руководствуемся теми задачами и той профессиональной экспертизой, которая нужна на сегодняшний день».

В точку

Программа, о которой упомянула Елена Мухачева, — образовательный проект для студентов как российских, так и студентов вузов, обучающихся в странах ЕАЭС. В течение пяти лет международные эксперты, сотрудники Pfizer, читают лекции, проводят тренинги. Вузы интегрируют эти знания в свои учебные программы. Подобных проектов в других странах, где
представлена компания Pfizer, нет. То есть это российский проект, созданный для российского рынка.

Выбрав образовательные программы как один из социальных приоритетов компании, Pfizer попала в точку. «Несколько лет назад государство приняло программу «Фарма-2020». Мы обдумывали, какой вклад можем сделать. Тогда и встал вопрос о кадрах. Есть потребность в сотрудниках производства с широким кругозором, стремящихся к совершенствованию, с ответственным отношением к качеству», — отмечает Елена Мухачева.

Отношение к системе качества не должно быть похоже на отношение пешехода к переходу дороги: если машин нет, то можно перейти в неположенном месте. «Наша программа — это постоянное напоминание о том, что каждый шаг и каждое действие сотрудника фармацевтического производства всегда оказывают влияние на пациента. Необходимо, чтобы этой аксиомой студенты прониклись раз и навсегда», — уверена Елена Мухачева.

С другой стороны, подобные образовательные проекты — это вовлечение специалистов стран СНГ в международное сообщество фармацевтических специалистов. «Фармация, как и наука, не имеет границ. Любые достижения в данной области очень быстро становятся достижением общественности. Конечно, крупные интернациональные фармацевтические компании зачастую являются обладателями наиболее передовых разработок и технологий в данной сфере», — отмечает ректор Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского
университета Анатолий Щастный.

Наконец, есть еще один эффект — профориентация студентов. В фармацевтическом производстве много специальностей и рассказ о них из первых уст — возможность открыть для себя деятельность, которой студент может заняться в будущем. Как рассказала «ФВ» зам. генерального директора по управлению персоналом ООО «НТФФ «Полисан» Мария Гурулева, как правило, выпускники вузов действительно, приходя на производство, не могут точно сказать, на каком участке хотят работать.

Взаимное притяжение

Ректор Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии Игорь Наркевич подтверждает, что активность фармкомпаний в образовательной среде заметна в последние несколько лет. «Благодаря тесному сотрудничеству с работодателями, как теми, кто занимается продажей лекарств — оптовой и розничной, так и с теми, кто производит и разрабатывает лекарственные препараты, нам удается избежать разрыва между теорией и практикой», — отмечает он.

Вузам приходится быть в тонусе, необходимо отрабатывать образовательные программы в соответствии с запросами работодателей. При этом и сами компании достаточно активны, и для них двери вузов всегда открыты. Учебные заведения становятся площадкой, где компании совместными усилиями помогают учебному процессу. В России набирает обороты фармацевтическое производство и из-за этого наблюдается дефицит кадров.

41b71eefed87f3040608a59bd6b94231.png«Компании привозят не только своих лекторов, а также приглашают специалистов других предприятий, если их знания в какой-либо области более компетентны. Часто бывают коллективные запросы от фармацевтических кластеров, через них фармкомпании выражают свои пожелания к образовательным процессам», — рассказывает Игорь Наркевич. Наконец, организовываются профильные кафедры. Так, в Санкт-Петербурге «Биокад» открыл кафедру рекомбинантных белков, а НИИ вакцин и сывороток — кафедру иммунобиологии. Оба направления — быстроразвивающиеся области современной фармакологии, поэтому необходимы специалисты для работы в них.

Не менее активно взаимодействие между вузами и производителями и в Белоруссии. «Наш университет входит в состав первого медико-фармацевтического кластера Республики Беларусь — Союза медицинских, фармацевтических и научно-образовательных организаций «Медицина и фармацевтика — инновационные проекты».

В состав союза входят как производители, так и поставщики лекарственных средств и медицинской техники. Благодаря координации действий с участниками кластера за последний год удалось многого достичь. На базе ВГМУ создан Центр трансфера медицинских и фармацевтических технологий, что позволило университету получить статус субъекта инновационной инфраструктуры и подавать заявки на получение финансирования из областного инновационного фонда», — рассказал Анатолий Щастный. По словам руководителей вузов, со сторонними лекторами охотно сотрудничают и постоянные преподаватели. Ведь тот или иной зарубежный специалист может приехать один раз, и было бы обидно, если бы его знания получило ограниченное количество студентов. Поэтому преподаватели охотно добавляют знания, полученные от практикующих профессионалов, в свои программы. При этом все понимают, что у каждого своя ниша: кто-то дает базу, а кто-то посвящает студентов в тонкости рабочего процесса.

Инвестиции, а не благотворительность

Конечно, конкуренция между компаниями в вузах есть. Предприятия работают со студентами, и лучших из них хотят видеть на своем производстве. В первую очередь это касается, конечно, российских производителей. «У нас с Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академией подписан договор о практике. Мы активно участвуем в ежегодной конференции «Молодая фармация», где встречаемся со студентами. Так что мы довольны сотрудничеством с академией», — говорит Мария Гурулева. Глобальные компании, если у них нет собственного производства, заинтересованы в российских студентах опосредованно, локализуя производство на мощностях российских партнеров.

И все же есть и другой мотив. «У глобальных компаний иное видение процессов, культуры производства, профессиональных знаний. В итоге российские специалисты начинают глубже понимать процессы как в российских компаниях, так и в крупных зарубежных, в чем, может быть, отличия между ними, почему компания делает или не делает что-то. Наконец, часто для
сотрудников компаний — это определенная возможность самореализации. Довольно трудно говорить о стерильном розливе в семье за ужином, а когда у специалиста есть заинтересованная аудитория, то он с удовольствием передает свои знания», — рассуждает Игорь Наркевич.

«Нашей программе уже пять лет, российская фарма за это время очень изменилась. Отрасль быстро развивается, на предприятиях появляется много молодежи, все больше специалистов нового поколения. И нам приятно, что компания Pfizer также причастна к этому процессу», — говорит Елена Мухачева.

Образовательные проекты стоят особняком в общей массе социальной активности фармкомпаний. «Взаимодействие вузов и фармацевтических компаний является хорошим примером синергетических взаимодействий. Реализуя свои образовательные программы на базе вуза, фармацевтические компании сокращают разрыв между образовательной системой и кадровыми
запросами. А для вузов, в свою очередь, это возможность повысить практикоориентированность образования и заинтересованность студентов в процессе обучения», — отмечает Анатолий Щастный.

Кроме того, работа со студентами — это попытка создать новую профессиональную среду в той или иной области, новые условия существования фармотрасли.

Источник

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр