На фармрынке в 2013 г. заключено больше сделок, чем за два предыдущих года

Print 17 Января 2014
Мария Дранишникова, Ведомости

На фармацевтическом рынке в 2013 г. заключено больше сделок, чем за два предыдущих года вместе взятых. Продавцы и покупатели сошлись в оценке бизнеса, говорят эксперты.

На фармацевтическом рынке в 2013 г. заключено 10 сделок — против семи за два предыдущих года, подсчитали «Ведомости». В числе крупнейших — приобретение «Фармстандартом» сингапурской Bever Pharmaceutical (владеет долгосрочным контрактом с производителем субстанций для арбидола и афобазола) за $590 млн и покупка 52% «Верофарма» компанией «Гарденхиллс» владельца Московского кредитного банка (МКБ) Романа Авдеева (подробнее — см. таблицу).

После кризиса инвесторы опасались приобретать новые активы: рынок был перегрет, а риски высоки, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Активы после кризиса оценивали ниже их реальной стоимости — инвесторы ожидали замедления роста или падения рынка, отмечает заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. В 2010 г., по данным DSM Group, фармацевтический рынок вырос всего на 6%, это минимальный рост за десятилетие, а в 2011-2012 гг. рынок рос на 12% в год.

Сделки 2013 г. прошли по близкой к справедливой стоимости, заключает Глушков. Состоялись сделки, которые давно готовились, считает руководитель «IMS Health Россия и СНГ» Николай Демидов, — например, продан «Верофарм», которым еще в 2012 г. интересовалась «Система».

Если в 2011-2012 гг. основными покупателями фармацевтических активов были профильные игроки, в прошлом году в отрасль пришли непрофильные инвесторы. В других сегментах осталось не так много возможностей для быстрого роста, полагает Демидов. «Интеррос» сейчас разрабатывает новую инвестиционную стратегию, предполагающую вложения в эффективные и социально значимые отрасли, и производитель вакцин «Петровакс фарм» (сделка пока не закрыта. — «Ведомости»), один из лидеров рынка, отвечает этим задачам, объясняет представитель «Интерроса».

Иная причина — у сделок, проведенных «Аптечной сетью «36,6» (продажа акций «Верофарма» и объединение с аптечной группой A.v.e), полагает Шуляк: компания так и не смогла выбраться из кризиса. В отчете за 2007 г. «36,6» сообщила, что намерена в течение 3-5 лет занять не менее 10-15% российского фармрынка, довести розничные продажи примерно до $3 млрд. Но в кризисном 2009 году выручка розничного сегмента упала на 23,3% до 16 млрд руб., а долг вырос вдвое — до 6,5 млрд руб. В 2011 г. «36,6» рефинансировала часть кредитов в Сбербанке, заложив контрольный пакет «Верофарма» под 4,15 млрд руб. до конца 2015 г.

Тенденция к объединению на фармацевтическом рынке сохранится, считает Шуляк. На розничном рынке много мелких аптечных сетей, насчитывающих 2-5 точек, им сложно конкурировать с крупными сетями, продолжает он. В сегменте производства основной интерес представляют продуктовые портфели, заключает эксперт.

В 2014 г. можно ждать покупок интеллектуальных прав на бренды, согласен Демидов. Также число сделок может вырасти благодаря локализации производства иностранных компаний, предполагает он.

Сейчас рынок растет в основном за счет увеличения цены упаковки, на которую влияют как удорожание самих лекарств, так и сокращение доли препаратов нижнего ценового сегмента; в натуральном выражении рынок не растет, констатирует Глушков. По данным DSM Group, в 2012 г. в натуральном выражении рынок вырос на 1,3%. Подстегнуть рост рынка мог бы переход на систему лекарственного возмещения, заключает Глушков.

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр