Отчет по всей фарме

Print 06 Мая 2014
Анна Курская / Фармацевтический вестник

Минздрав подвел итоги своей работы за 2013 год
 
Работа ведомства позволила увеличить среднюю продолжительность жизни россиян до 70,8 лет и завершить 20-летний период убыли населения. Однако, несмотря на столь серьезные достижения, многие проблемы отечественного здравоохранения не решены. Об этом глава Минздрава Вероника Скворцова и другие представители экспертного сообщества заявили 23 апреля на итоговой коллегии министерства в Доме правительства.
 
Руководители российского здравоохранения, представители всех ветвей государственной власти, врачебного сообщества и пациентских организаций собрались 23 апреля в Доме правительства на расширенную коллегию Минздрава России, чтобы подвести итоги его работы за 2013 г.
 
Главным достижением стало увеличение продолжительности жизни россиян, заявила в своем выступлении вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец.
 
"Сегодня наконец-то средняя продолжительность жизни перешагнула планку в 70 лет и составила 70,8 года. Но это только наш первый шаг. В течение довольно ограниченного периода времени мы должны выйти на запланированную цифру в 75 лет. Наши ресурсы это позволяют сделать. А дальше мы должны достичь общемировых стандартов", - отметила она.
 
В числе прочих серьезных достижений системы здравоохранения за минувший год был назван перевес рождаемости над смертностью, впервые за два десятилетия зафиксированный в нашей стране.
 
"В 2013 году мы сумели преодолеть "перекрест" рождаемости и смертности, заключивший 20-летний период активной убыли населения, и выйти на естественный прирост населения, который превысил 24 тысячи человек.
 
Важно отметить, что этот результат достигнут на фоне некоторого уменьшения показателя рождаемости на 0,8%, то есть лишь за счет снижения смертности населения", - заявила в своем докладе министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.
Лекарственное обеспечение Важное место в докладе министра здравоохранения заняла тема лекарственного обеспечения россиян и совершенствования нормативно-правовой базы обращения ЛП. Так, в 2013 г. был принят федеральный закон, устанавливающий полномочия Правительства РФ по утверждению порядка формирования перечней ЛП (в т.ч. и ЖНВЛП), гарантированных государством.
 
"Также были изменены процедуры государственной регистрации ЛП, что позволило снять излишние административные барьеры и снизить число отказов в регистрации в два раза - с 60 до 33%. Причем, что важно, без повышения рисков (появления на рынке. - Прим. ред.) некачественной продукции", - подчеркнула Вероника Скворцова.
 
Был подготовлен и внесен в Правительство РФ законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств". По словам министра, в документе много важных смысловых блоков, регулирующих особенности государственной регистрации биологических, биоаналоговых, орфанных препаратов. Законопроект закрепляет правила честной конкуренции на фармрынке через введение процедуры оценки взаимозаменяемости лекарственных препаратов, вводит представление о фармакопейных стандартных образцах.
Также были подготовлены законопроекты, направленные на обеспечение присоединения России к Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции. "Это чрезвычайно важно, в связи с тем что обеспечить безопасность от фальсификата невозможно в рамках одной страны и одной национальной системы", - подчеркнула министр.
 
Для развития системы стандартизации и качества ЛС в ноябре минувшего года при Минздраве был создан Совет по государственной фармакопее. Начиная с декабря 2013 г. им рассмотрено 137 общих фармакопейных статей (ОФС), 42 проекта фармакопейных статей (ФС). Эти документы содержат требования к методам анализа ЛС, лекарственных форм, общим методам анализа, а также перечень показателей качества и методов контроля качества ЛС для медицинского применения. На второе полугодие 2014 г. запланировано к рассмотрению еще 86 проектов ОФС и 132 проекта ФС. Все эти документы будут включены в очередное, XIII издание Государственной фармакопеи.
 
Наука развивается По словам Вероники Скворцовой, в 2013 г. медицинская и фармацевтическая наука тоже не стояли на месте. Начали активно функционировать 14 научных медицинских платформ, сформировано более 100 актуальных научных проектов.
 
"Уже в этом году мы ждем первых результатов - это более 10 инновационных лекарств, диагностикумов и медицинских изделий", - отметила она.
 
Также был разработан и внесен в правительство проект Федерального закона "Об обращении биомедицинских клеточных продуктов", который станет правовой основой для трансляции биомедицинских разработок в практику.
Совместно с РАН был сформирован ведомственный совет по биомедицине, который призван координировать новую программу РАН "Фундаментальные исследования для разработки медицинских технологий".
 
"Наша задача - ускорить включение инновационных разработок в медицинскую практику. Заканчивается разработка соответствующего нормативного акта, регламентирующего процедуру включения новых технологий в порядки медицинской помощи и перечни, гарантированные государством", - сообщила Вероника Скворцова.
 
Министр отметила важность внедрения принципов и механизмов открытого министерства, активного взаимодействия с общественными и профессиональными организациями и благотворительными фондами.
 
"Это позволило нам не только установить обратную связь с профессиональным и пациентским сообществом, но и обеспечить общественный мониторинг деятельности министерства. Мы планируем и дальше развивать этот формат работы. Уже в текущем году начал действовать Общественный совет Минздрава, который, я уверена, внесет свою лепту в решение общих задач", - подчеркнула она.
 
"Тройка" от Минфина Представители государственной власти и врачебного сообщества, выступавшие на коллегии, отметили, что остался не решенным ряд проблем отечественного здравоохранения, однако единодушно высоко оценили деятельность Минздрава. Лишь выступление первого зам. министра финансов РФ Татьяны Нестеренко внесло своеобразную "ложку дегтя" в этот в целом позитивный настрой встречи. По словам чиновника, Минфин поддерживает стремление Минздрава к реализации программы реформ, однако пока оценки финансовой деятельности министерства не очень высоки. "По результатам мониторинга качества финансового менеджмента за 2013 год Министерство здравоохранения получает только 45,1 балла по 100-балльной шкале (55-е место среди 85 ведомств). Это сигнал о том, что не все в порядке в финансовой системе министерства. Соответственно, у Росздравнадзора - 53,1 балла (44-е место), у ФМБА - 55,4 балла (42-е место). Нас тем не менее радует, что по сравнению с 2012 годом Минздрав поднялся на пять ступенек, Росздравнадзор - на четыре, а ФМБА - на целых девять", - отметила зам. министра.
 
Среди моментов, которые повлияли на оценку работы, она назвала несвоевременную подготовку министерством нормативных актов, завышение на 150% кассового планирования, ошибки в 15% платежных документов, нарушения процедур исполнения судебных актов, задолженность при расчетах с контрагентами.
 
"Установлены факты завышения начальной цены госконтрактов. Разница между начальной ценой и ценой контракта доходит до десяти раз, это очень много. Конечно, хорошо, что в процессе аукциона цена снижается, но отклонение в десять раз говорит о том, что начальные цены формируются неправильно", - подчеркнула зам. министра финансов. По ее словам, поиск дополнительных ресурсов для здравоохранения всегда вызывает вопрос об эффективности расходования уже выделенных средств, а механическое направление финансов в неэффективную систему только увеличивает ее неэффективность.
 
"За четыре года расходы на здравоохранение увеличились на 1 триллион рублей, на 67%, в то время как экономика в целом выросла только на 58%. То есть расходы на здравоохранение обогнали темпы роста экономики. Конечно, эти расходы связаны с отдачей долгов, недофинансированием, программой модернизации, но темп набран высокий. В то же время большинство стран стараются сегодня ограничить темпы роста расходов на здравоохранение", - отметила Татьяна Нестеренко.
 
Коечный фонд и проблемы финансирования Сама Вероника Скворцова посвятила вопросам финансирования здравоохранения немалую часть своего выступления на коллегии. По ее словам, с 2013 г. ведется преимущественно одно-канальное финансирование медицинской помощи за счет средств ОМС. Одновременно впервые за весь постсоветский период отрасль перешла на систему, основанную на едином подушевом финансовом нормативе.
 
"Важно отметить, что подушевой норматив 2013 года превысил средний норматив 2012 года на 45%. При этом значительно расширена структура тарифа ОМС, включившего расходы на текущее содержание медицинских организаций и приобретение основных средств вплоть до 100 тысяч рублей за единицу", - заявила министр.
 
Подушевые финансовые нормативы, установленные в программах госгарантий, минимально достаточны для обеспечения бесплатной медицинской помощи населению в обоснованных объемах и по современным требованиям, полагает она: "Безусловно, созданная бездефицитность базовой программы ОМС во многом решает проблему. Но вместе с тем субъектам РФ следует обратить особое внимание на обеспечение собственных расходных обязательств и не допускать дефицита финансового обеспечения государственных гарантий из региональных бюджетов".
 
По результатам мониторинга, в утвержденных на 2014 г. территориальных программах госгарантий дефицит их стоимости за счет ассигнований бюджетов регионов превысил 100 млрд. руб.
 
"Не восполнив этот дефицит, нам не удастся развить медицинскую помощь в страховом сегменте и лекарственное обеспечение нашего населения в амбулаторном звене", - подчеркнула министр.
 
Основные резервы экономии средств министерство видит в переводе обслуживания значительного числа пациентов из стационаров на амбулаторное лечение. По мнению Вероники Скворцовой, наибольших затрат от государства требует медицинская помощь, оказываемая в условиях стационара: расходы системы ОМС на одну больничную койку в год в среднем по стране составляют около 1 млн. руб.
 
"На сегодняшний день коечный фонд в стране работает недостаточно эффективно. Среднегодовая занятость койки составила 322 дня, а в 33 регионах даже меньше. Имеют место случаи необоснованной госпитализации, лечение непрофильных пациентов в специализированных отделениях больниц.
 
Перед нами стоит важнейшая задача повысить эффективность работы стационарного звена", - подчеркнула Вероника Скворцова.
 
Фактически работа по сокращению коечного фонда ведется уже не первый год. Примером могут послужить данные, которые привел в своем выступлении зам. мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников. По его словам, в столице вместо недавних 120 тыс. коек осталось 50 тыс., и сокращение будет продолжаться.
 
Готово ли амбулаторное звено к такому перераспределению пациентов?
 
Готовы ли сами больные перейти от бесплатного лекарственного обеспечения в стационаре к приобретению фармпрепаратов за свой счет? Что будет с идеей лекарственного страхования в этих условиях? "Дорогу осилит идущий" - таково было краткое заключение Вероники Скворцовой на все вопросы, оставшиеся на коллегии без ответа.
 

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр