А плюс В

Print 03 Февраля 2014
Вероника Догузова, Фармацевтический вестник

Обзор аптечного рынка витаминов за январь-ноябрь 2013 года
 

В силу климатических особенностей нашей страны в зимне-весенний период большинство россиян получают необходимый объем витаминов только за счет рынка в стоимостном выражении. В натуральных показателях ситуация обратная: 73,2% сегмента приходится на локальную продукцию.

С учетом того, что продажи витаминов в натуральном выражении увеличились всего на 0,1% на фоне более значительного подъема в стоимостных показателях (+14,5%), можно говорить о росте розничных цен на витамины и продолжающейся тенденции вытеснения дешевой продукции дорогими аналогами. Средняя цена на витамины за прошедший год поднялась на 14,4% и по итогам 11 месяцев 2013 г. составила 67,8 руб.

Лучшие из лучших ТОР10 витаминных средств представлен в основном зарубежными производителями; из отечественной продукции в десятку вошли продукты российских компаний "Фармстандарт" и "Аквион". Причем о локальном статусе продуктов "Аквиона" можно говорить только условно: с октября 2012 г. права на отдельные бренды компании, в т.ч. "Алфавит" и "Карнитон", принадлежат итальянской компании Recordati.

Компания Bayer Healthcare занимает лидирующую позицию в рейтинге, демонстрируя наибольший прирост продаж (+49%), связанный с ТМ "Супрадин" в форме шипучих таблеток (+60%) и "Элевит" - популярным витаминным препаратом для беременных и кормящих матерей (+58%). Российская компания "Фармстандарт" занимает в ТОРЮ вторую строчку. Стратегия ведущего отечественного производителя мало отличается от таковой у большинства зарубежных компаний: в частности, речь идет о постоянном расширении линейки под одной торговой маркой. К примеру, "Фармстандарт" с каждым годом пополняет линейку ТМ "Компливит", которая теперь включает в себя продукцию различной направленности, подходящую для разных возрастов.

Продажи компании Merz Gmbh (+33%) выросли благодаря популярности среди женской части населения витаминного комплекса "Специальное драже Мерц" и препарата от выпадения волос "Пантовигар".

В ТОРЮ торговых марок из витаминов отечественного производства также вошли только две позиции - поливитаминные комплексы "Компливит" и "Алфавит". На остальных строчках рейтинга расположились импортные ТМ.

Лидер рейтинга, ТМ "Мильгамма", применяется в составе комплексной терапии заболеваний и синдромов нервной системы различного происхождения. Верхнюю строчку рейтинга этому препарату обеспечивает широкий перечень неврологических показаний. ТМ "Витрум", занимающая вторую позицию, представлена широкой линейкой из более чем 30 наименований.

Другие комплексы, содержащие витамины группы В ("Пантовигар", "Нейромультивит"), также показали прирост продаж: 39 и 38% соответственно.

Сезонная зависимость Врачи рекомендуют принимать витамины в целях профилактики или во время лечения для повышения защитных сил организма. Показательным является график помесячной динамики аптечных продаж витаминов: на нем четко прослеживается связь температурных режимов с периодами повышения интереса покупателей к витаминам. Так, максимальный уровень розничных продаж наблюдается в "переходные" месяцы - в марте и октябре, когда в условиях изменений погодных условий наблюдается всплеск заболеваемости ОРВИ и ОРЗ.
 
По результатам проведенного анализа условный портрет наиболее популярного среди покупателей витаминного средства выглядит так: препарат аскорбиновой кислоты российского производства в форме таблеток. Однако работники аптечных учреждений, безусловно, должны ориентироваться на продажи других препаратов, более "продвинутых" как с точки зрения состава и эффективности, так и с позиций прибыльности.
 
Витамины в основной массе можно активно продвигать в СМИ, что дает возможность быстро увеличивать их продажи. Но в этом же кроется существенная опасность. Снижение уровня доходов потребителей неизбежно приведет к перераспределению спроса в сторону более "бюджетных" по цене продуктов. Очевидно, продолжится тренд расширения продуктовых линеек. Все большее внимание будет уделяться сегменту витаминов для женщин, поскольку, по данным социологических опросов, около 70% потребителей витаминов - представительницы "слабого" пола.

Вернуться к разделу

Все Портфель

Медиа центр

Перейти в медиа-центр